Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Раскол казачества в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Сочинение на тему «Раскол казачества в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»»

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, даже доныне и не будет. Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
Евангелие
Война для народов — это всегда горе, слезы и кровь, это вдовы v. несчастные дети, это разоренные дома. Особенно тяжелы страницы истории, которые рассказывают о братоубийственных войнах — войнах гражданских. События гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда «года минули, страсти улеглись», начали появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно, внушить читателям мысль о том, что гражданская война — трагедия нации.
Шолоховский роман «Тихий дон» (1925—1940) по тональности существенно отличается от «Донских рассказов», созданных автором «по горячим следам» событий гражданской войны. Взвешеннее здесь оценки, мудрее автор, объективнее повествование. Шолохов не случайно начинает роман с показа мирной жизни на Дону, задолго до трагических событий — войны и революции. Он как бы стремится поделиться с нами всеми подробностями быта казачьего хутора Татарского и станицы Ве- шенской, где люди не ощетинились еще в смертельной схватке, не превратились в злобных врагов.
Мирно живут и трудятся «крепкие хозяйства» Пантелея Прокофьевича Мелехова и его будущего свата Мирона Коршунова, мучается рядом со Степаном Астаховым Аксинья, растет и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гриша- ка. Их радости, быт, труд, мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая, молотьба), полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира, о незыблемости его нравственных основ и истин («не пакости соседу, на тяжелую работу наваливайся миром»).
И вот с началом войны 1914 года «всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». Всего четыре года оставалось до начала трагических событий гражданской войны. Дон еще не «раскололся», но одногодки Григория Мелехова поставлены уже под ружье и учатся убивать. Пройдет совсем немного времени, и, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные сообщества и начнут убивать друг друга, искренно веря в то, что совершают благие дела. Подтелков и Мелехов, Кошевой и Коршунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, крестных, пока не начинают захлебываться своей же кровью.
Гибнут и мучаются люди на Дону, разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои. И прежде всего это отражается на тех, кто не воюет и не рвется к власти, кто в эти трудные годы мужественно противостоит ударам судьбы и стремится сохранить домашний очаг, детей как непреходящую, общечеловеческую ценность. Гибнет в «отступе» Пантелей Прокофьевич Мелехов, «расказачивают» Мирона Григорьевича Коршунова.
Один на один с жестокой судьбой ведет поединок Наталья. Григорий не лукавит перед женой, честно признается: «Трудно мне, через это и шаришь, чем забыться: водкой ли, бабой ли». Наталья не прощает мужу измен, думает о детях, о семье. И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое. Поэтому последняя мысль Натальи была о детях («Придет отец — поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас»).
Поэтому и Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим. После возвращения
Мишки Кошевого, убийцы ее сына и жениха ее дочери, она встречает его словами: «Душегуб ты! Душегуб! Ступай отсюда, зрить на тебя не могу!» Но время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку — та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, — проснулась в сердце Ильиничны. Эту же линию общечеловеческих чувств и ценностей продолжает Дуняшка, епасающая Григория и берущая на себя заботу о его детях.
Что бы ни переживали герои романа Шолохова «Тихий Дон», на чьей стороне и с какими лозунгами они бы ни выступали, симпатии автора с теми, кто и в огне братоубийственной войны стремился сохранить общечеловеческие ценности и думал о будущем народа и страны.