1. Традиция любовной лирики.
2. Любовь в творчестве Пушкина.
3. Любовные переживания в лирике Тютчева.
4. Любовь в поэзии Цветаевой.
Любовная лирика, традиция описания в поэтических произведениях любовных взаимоотношений и переживаний, вероятно, имеет столь же глубокие исторические корни, как и поэзия вообще. В древнегреческой мифологии покровителями искусств, в том числе и поэзии, считались Аполлон и девять сестер-муз, одна из которых, Эрато, была покровительницей любовной поэзии. До наших дней дошло немало любовных стихотворений античности. Несмотря на века, отделяющие нас от Сапфо, Катулла, Овидия и других, переживания, о которых повествуется в их произведениях, по-прежнему способны находить отклик в сердцах читателей. Наверное, по-другому просто не могло быть: рушатся великие империи, на их обломках возникают новые государства, и даже боги порой утрачивают власть над умами людей, но любовь остается вечной силой бытия: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится», — писал апостол Павел.
Очевидно, что богатая традиция воспевания чувств, которая сложилась в мировой поэзии, не могла не затронуть творчества русских поэтов. Г. Р. Державин, например, так характеризовал счастье зарождающейся любви:
Единым отвечай воззреньем
И мысль свою мне сообщи:
Что с тем сравнится восхищеньем,
Как две сольются в нас души?
Представь в уме сие блаженство
И ускоряй его вкусить:
Любовь лишь с божеством равенство
Нам может в жизни сей дарить.
Однако подлинный расцвет русской любовной лирики связан конечно же с творчеством А. С. Пушкина. В поэтическом наследии Пушкина можно найти стихи о любви, проникнутые различным настроением — шутливые, двусмысленные, печальные… Стихи о зарождающемся чувстве и стихи-воспоминания о прошедшей любви, горечь разлуки, легкий флирт и глубокие переживания… Пушкин мастерски показал разнообразные оттенки любовного чувства и различные перипетии любовных взаимоотношений. Однако важнейшей чертой пушкинской любовной лирики является особое, возвышенное отношение поэта к описываемому чувству. В любовной лирике Пушкина практически нет мрачных тонов, какими, например, изобилует поэзия М. Ю. Лермонтова. Для Пушкина любовь всегда светлое чувство, может быть, окутанное туманной дымкой грусти, если влюбленные расстаются.
В качестве примера можно привести знаменитое пушкинское «Я вас любил…», которое, при всей своей краткости, верно передает переживания лирического героя на разных этапах развития любовных отношений. Интересно, что чувство показано не с зарождения до угасания, а наоборот: герой мысленно оглядывается назад, вспоминая, как он «любил безмолвно, безнадежно». Начало этой любви уже затерялось в тумане прошлого. Однако сама любовь, ее проявления и эмоции еще живы в душе лирического героя. Он сам признается, что «любовь еще, быть может», «угасла не совсем». Пушкин с тонким психологизмом показывает нам постепенное угасание любви: в описываемый момент очарование недавно пережитого чувства еще властно царит в душе лирического героя, одновременно любовь уже принадлежит воспоминаниям, прошлому… И тут же мы видим яркое, самоотверженное проявление этой любви:
«Я не хочу печалить вас ничем,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим».
Иное отношение к любви мы находим в лирике Ф. И. Тютчева. Характерный для его поэзии мотив противоречивости бытия нашел отражение и в тех стихах, которые посвящены любовным взаимоотношениям. «Союз души с душой родной» — это не безусловное счастье, равняющее человека с божеством, а «роковое слиянье», «поединок роковой». Безумию любви Тютчев противопоставляет отрезвляющий холод разлуки:
В разлуке есть высокое значенье —
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…
Интересно отметить, что в пушкинском стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» также звучит мотив пробуждения. Однако для Пушкина оно связано с новой встречей с некогда любимой женщиной, а не с расставанием. В то же время в лирике Тютчева есть стихотворение, удивительным образом перекликающееся с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…»:
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Тема любви продолжает звучать и в лирике XX века:
Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь.
О милая! — Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь, —
провозглашает неумирающую силу любви М. И. Цветаева.
Очевидно, что если любовная тематика занимает значительное место в творчестве поэтов-мужчин, то женщина тем более едва ли могла бы обойти молчанием тему любовных переживаний. Любовь в лирике Цветаевой сродни стихийным силам природы: она так же безгранична и многолика, неистова и драматична. Но то же самое чувство может быть трепетным и нежным, проникнутым восхищением к объекту своей любви. Любовь в лирике поэта предстает не как безмятежное счастье, а как испытание, в котором раскрывается духовная сила лирической героини, его готовность бороться за свое чувство и любимого человека: «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…».
Но не только гордость, своеволие, неукротимость являются характерными чертами лирической героини Цветаевой. В любовной лирике раскрываются и такие качества, как ранимость и потребность в любви, понимании со стороны любимого человека. Одним из драматических мотивов любовной лирики Цветаевой является тема невстречи, несостоявшейся любви:
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами, —
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.
Как будто и нет чувства. Но откуда же тогда горько-ироническое «мне нравится, что Вы больны не мной?» Едва ли в этом стихотворении идет речь о безразличии к человеку…
Конечно, чтобы охватить полностью все многообразие любовных переживаний, переданное в лирике хотя бы одного поэта, потребуется написать большое исследование. Но и поверхностного знакомства с лирикой поэтов XIX—XX веков достаточно, чтобы сделать вывод: во все времена любовные мотивы будут звучать в творчестве поэтов, какой бы широкой не была тематика их произведений:
Я возносил мольбы Астарте и Гекате,
Как жрец стотельчих жертв сам проливал я кровь,
И после подходил к подножиям распятий
И славил сильную, как смерть, любовь.
В. Я. Брюсов