«В моей комедии,— писал А. С. Грибоедов, — двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Слова «ум», «безумие», «рассудок» — одни из наиболее часто встречающихся в бессмертной пьесе. Проблему ума в комедии считали одной из главных и критики, и исследователи творчества Хрибо-едова. Но эта проблема ума не может быть решена в комедии однозначно.
Дело, конечно, в том, что своими представлениями об уме обладают практически все персонажи комедии. И с их точками зрения трудно спорить. Каждый выбирает себе то представление об уме, которое может привести к достижению намеченных в жизни целей. По мнению Фамусова, умен тот, кто умеет вовремя «сгибаться вперегиб», не брезгует лестью и низкопоклонством. Жизненные устои фамусовского общества таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. По-своему умен и Скалозуб, который понимает, что чин и ордена легче получать, сидя в траншее. Безродный Молчалин следует разумному совету отца «угождать всем людям без изъятья», никогда не высказывает своего мнения. Ум, хитрость, изворотливость Молчалива, умение найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность — вот определяющие качества этого героя.
Не такой хотел увидеть Москву Чацкий. Откровения Фамусова и Скалозуба вызывают в герое возмущение, желание поднять на смех устои «века ми-‘нувшего». Он восстает против всего: крепостного права, засилья иностранцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, служения лицам, а не делу. Чацкий с пылкой страстью разбивает принятые в фамусовском обществе представления об уме. Он «умник» именно в том значении, в котором это слово употреблялось в начале XIX века — «вольнодумец». Свободного образа мыслей, независимости суждений собравшиеся в доме Фамусова боятся и не могут простить никому. Поэтому-то так пугается его речей Фамусов в начале пьесы, и потому так «удачна» высказанная Софьей мысль о безумии героя. Чацкий просто потерял рассудок: и можно уже не опасаться его язвительных монологов, можно «в вальсе кружиться с величайшим усердием».
В начале действия Чацкий еще спокоен и уверен в себе:
Нет, нынче свет уж не таков…
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов…
Но в монологах, произносимых на балу, уже видна вся неуравновешенность души и ума. Чацкий выставляет себя посмешищем, от него все с ужасом отворачиваются. Но одновременно его образ очень трагичен: весь его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии. Под тяжестью «мильона терзаний» он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть… С чего б взяла она!
Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина. Последний монолог Чацкого показывает, что герой действительно находится на грани помешательства. И речь здесь идет уже не о том, что у героя «ум с сердцем не в ладу». Не мучения ревности сводят Чацкого с ума. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего лишь один день, и потерял надежду найти единомышленников. Перед тем как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: …Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.
Нo кто же все-таки умен в комедии по мысли самого автора? Мне кажется, что Грибоедов, умнейший человек своего времени, подчас иронизирует в отношении Чацкого. Не может быть резонером герой, который на три важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов 1812 года сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы… Возвратившись в Россию и попав «с корабля на бал», Чацкий так до конца и не разобрался, что в Москве жизнь вошла в прежнее, довоенное русло, что москвичи этому рады, и лишь он находится н плену прежних иллюзий близких и реальных перемен. Да, все, что говорит Чацкий, безусловно, близко и дорого автору. Но, может быть, чтобы получить возможность высказать свои идеи, Грибоедов вынужден поставить своего героя в смешное и глупое положение.
Известно, что в первой редакции комедия носила название «Горе уму». На мой взгляд, разгадка отношения Грибоедова к его героям в том, что в окончательном варианте пьеса была озаглавлена иначе. Горе в этом обществе не уму героя, ибо Чацкий не теряет рассудок. Но горе человеку, рискнувшему посягнуть на те представления об уме и здравом смысле, на которых основывается жизнь других людей. И Чацкому достается лишь «мильон терзаний», потому что он опередил свое время, потому что он «передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».