Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> «Реквием»

Сочинение на тему ««Реквием»»

В годы ежовщины ею была написана поэма
«Реквием» — плач и память. Некоторые главы
дописывались позже.
Композиция. Композиция поэмы основана
на соединении разных глав как по стилевому разнообразию, так и по
содержанию. Под каждой главой обозначен год написания, но есть
важные даты, определившие идею и образы поэмы: 1935 г. — первый
арест сына, Льва Николаевича Гумилева, 1939 г. — второй арест.
Эпиграф к поэме, точно передающий идею и содержание:
«…Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью,
был», написан гораздо позже, в 1961 г.
Вместо предисловия. Содержание поэмы предваряет глава
«Вместо предисловия», где рассказывается о времени и месте возникновения
идеи поэмы. Единственная глава, написанная прозой,
строки ее хорошо передают приметы времени ежовщины: это длинные
тюремные очереди, где Ахматова провела 17 месяцев после первого
ареста сына. Время обескровило губы женщины, придав им голубой
оттенок; все говорили шепотом, боясь быть услышанными и арестованными.
1 апреля 1957 г.
Посвящение — это адрес поэмы, она посвящена русскому народу,
принявшему мучения и несущему терпеливо свой крест. Метафора
«Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река» — передает
высшую степень горя и отчаяния. Остальные строки посвящения продолжают
тему начальных, являющихся синонимом страданий всех
матерей и жен, чьи сыновья и мужья томятся в тюрьмах по несправедливому
приговору:
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Словно с болью жизнь из сердца вынут.
Март 1940 г.
Расширяется «география» горя до бескрайних лесов Сибири.
В 1939 г. был арестован сын Ахматовой, из-за отца, поэта Николая
Гумилева, расстрелянного в 1921 г. по подозрению в участии
в Кронштадском мятеже.
Вступление. Плач по сыну, не только по своему. Холодом
смерти веет от строк:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь…
I гл ав а. Обращение к истории: казнь стрельцов; ассоциации со
стрелецкими казнями не случайны, они указывают дорогу, которая
тянулась кровавым следом через всю историю, а в годы репрессий
превратилась в целые моря безвинной крови. 1935 г.
Ахматова писала письма о помиловании мужа (Н. Гумилева) и сына.
II г л а в а. Слышится мелодия, отдаленно напоминающая колыбельную:
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938
III глава. Героиня не может поверить в реальность своих страданий.
Наступает ночь. 1939 г.
IV глава. Ночь. Вся жизнь проходит в череде воспоминаний,
обозначая границы юности («царскосельской веселой грешницы»)
и реалии сегодняшних страшных дней («как трехсотая с передачею…»).
Все еще не верится, что это случилось с ней. 1938 г.
V гл ав а. Передается боль отчаяния:
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
1939
VI глава. Непонимание жестокости судьбы. Весна 1939 г.,
второй арест сына.
VII г л а в а. «Приговор». После 17 месяцев криков, стонов, прошений,
мольбы:
И упало каменное слово
На мою еще живую ipyflb-
метафора невыразимой боли.
Поиски облегчения страдания: «надо память до конца убить», —
приводят к пониманию того, что надо изменить отношение к случившемуся,
иначе «каменное» слово может убить. 22 июня 1939 г.
VIII г л а в а. «К смерти». Страдания так иссушили душу, что героиня
готова принять смерть в любом виде («ворвись отравленным
снарядом, иль отрави тифозным чадом» и т. д.). 19 августа 1939 г.
IX гл ав а. Страдания так невыносимы, что героиня согласна
на безумие, безумие стирает грани реальности:
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу.
1940
X глава. «Распятие» — кульминация «Реквиема», переданная
эпиграфом: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе сущу» — цитата не вполне
точная из Девятой песни канона. В тексте также цитируются строки
из Евангелия от Матфея. Содержание предыдущих глав о безмерности
страдания подводят героиню к мысли, что сознание не может быть
человеческим, человек не может вынести этой боли. Сознание должно
быть вселенским, оно должно подняться до уровня сознания
Христа, принявшего крестную смерть ради спасения человечества.
Страдания матери уже не имеют значения, они окуплены страданиями
сына. Так, по правилу «обратной перспективы» Ахматова говорит о
первообразе страдания, по которому нужно осмысливать земное
бытие. Тема распятия — это тема сына и матери, поднятая до уровня
Христа и Матери Божией. 1938 и 1939 гг.
Эпилог состоит из двух частей.
В I части идет возвращение к теме «Предисловия» и «Посвящения
». Здесь снова образ тюремной очереди, но уже обобщенный,
не столь конкретный, как в начале поэмы.
II часть, заключительная, развивает тему памятника, хорошо
известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но под
пером Ахматовой она звучит неожиданно. Ахматова создает очень
необычный образ памятника — памятник Поэту, стоящему у тюремной
стены. Этот памятник всем жертвам репрессий, замученным в 30-е
и иные страшные годы. А сама поэма «Реквием» отдала достойную
дань страданиям жен, матерей и всех жертв сталинизма. Около
10 марта 1940 г.