Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Рецензия на рассказ Л. С. Петрушевской «Лабиринт»

Сочинение на тему «Рецензия на рассказ Л. С. Петрушевской «Лабиринт»»

Известный прозаик А. Битов дал название «другая проза” литературе, отказавшейся от следования сложившимся стереотипам, от всякого учительства, морализаторства. В «другой прозе» царит случайность, она изображает разрушенный быт, «тихое безумие реальности», возведенное в норму существования. Творчество Петрушевской — заметное явление. Человеческая жизнь в ее рассказах оказывается как бы усеченной до существования, отягощенного материальной нищетой и влекущего за собой оскудение духа. Писательница стремится обнаружить в темных лабиринтах обыденного сознания хотя бы какие-то проблески света. Петрушевская пытается прорваться к пониманию причин дегуманизации человека хх века.

В центре внимания писательницы в цикле ее новых рассказов под названием «Лабиринт», как и прежде, русские женщины, отмеченные, как всегда у Петрушевской, печатью какой-то ущербности. Это и туберкулезная девочка в одной калоше («Незрелые ягоды крыжовника»), и наркоманка Настя («К прекрасному городу»), и алкоголичка донна Анна Печной горшок (героиня одноименного рассказа), и хромоногая Лека («Новые Гамлеты»), и «стареюшая девушка» Д. («Лабиринт»). Их окружают еще с десяток дочерей, матерей, бабушек, теток, подруг — и ни одной счастливой или хотя бы благополучной женской судьбы! В этом «лабиринте сплошь тупики: туберкулезные санатории, коммуналки, притоны наркоманов — и вместе с тем так явственно ощутимы мечта о доме, потребность любить — безотчетно и бескорыстно.

Петрушевская пишет рассказы. Это не миниатюры, не этюды или зарисовки, это рассказы, которые короткими-то и не назовешь, если учесть объем входящего в них жизненного материала. Рассказы столь необычны, что после первого их прочтения могут вызвать недоумение: неясно, о чем они написаны.

Рассказ «Лабиринт» замыкает цикл и дает ему название, отнюдь не веселое, как уже было отмечено. Здесь автор «Новых Робинзонов» снова противопоставляет город и деревню. Мир города пропитан насквозь пошлостью; городская квартира — «заколдованный тесный круг … двух комнат» , невыносимый для девушки Д., стареющей библиотечной «крысы». Другой мир — это мир земли и травы, мир свободы и покоя, где светит полным светом месяц. Мир «городского вонючего тепла и мир светлых небес, соловьиного пения, где кулема. Д. становится прекрасной незнакомкой.

Петрушевская — лирик, хотя описываемые ею жизненные перипетии далеки от того, что принято считать поэтическим. Но поэзия не только в средствах выражения и предмете речи, а в характере отношения к нему. Необычная манера Петрушевской — это синтез поэзии и прозы. По выражению одного из критиков, это не столько лирическая проза, сколько прозаическая лирика.