Вы находитесь: Главная страница> Астафьев Виктор> Рецензия на рассказ В. П. Астафьева «Пеструха»

Сочинение на тему «Рецензия на рассказ В. П. Астафьева «Пеструха»»

Творчество Виктора Петровича Астафьева — заметное явление в современной литературе. Его имя стоит в ряду таких писателей второй половины ХХ века, как В.Распутин, А. Солженицын, В. Шукшин. Именно он в советское время оставался лидером деревенского направления в литературе.

В. П. Астафьев известен нам, прежде всего по произведениям «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», но он также автор многочисленных рассказов, новелл, очерков.

Мое внимание привлек рассказ Астафьева «Пеструха», написанный в 1986 году. Этот рассказ автобиографичен. Астафьев родился в 1924 году в семье крестьянина. В вoceмь лет он потерял мать, в двенадцать — отца. В совсем еще юном возрасте перенес все трудности коллективизации, видел ее жертвы. Именно это нелегкое время и отображено в рассказе «Пеструха».

Рассказ прост для восприятия, как и все Произведения Астафьева, но имеет глубокий смысл, который может открыться читателю не сразу. Главная особенность рассказа — его насыщенность. Небольшой по объему, он совмещает несколько тем, мотивов, характерных для творчества Астафьева: тему природы, отношения человека к природе, мотив памяти, тему связи поколений, связи человека с родной землей. Но, главное, перед читателем ставится вопрос о нравственности, «человечности человека».

Тема природы — одна из ведущих в рассказе. Отражена она и в названии. Пеструха — это кличка коровы. Корову крестьяне издревле любили и почитали, называли «кормилицей», «матушкой». Это животное, как и собака, было очень близко крестьянской семье. Поэтому не случайно корова изображена в этом рассказе (да и в рассказах других писателей, например в «Корове» Платонова) как существо, способное мыслить, чувствовать, переживать, проявлять характер. Иногда она даже «вступает» в разговор с человеком (автор обращается к фольклорным традициям, изображая животное, как в сказке, разговаривающим). Показана связь коровы с ее хозяевами: как трепетно вся семья ждет рождения теленочка, как переживает мальчик, главный герой, когда корова по его вине теряется, сколько бурных эмоций испытывает он при ее возвращении.

В рассказе отражена жизнь деревни 20-30-х годов. Это время начала коллективизации. Семья главного героя против коллективизации, но подчиняется ей. Животных сгоняют в общий хлев, теряется связь между хозяином и коровой. В колхозе, конечно, за коровами не так следят, не подходят к каждой в соответствии с ее характером, поэтому строптивая Пеструха, которая не хотела доиться, «оказывала сопротивление властям, лягалась», пошла на котлеты.

В конце рассказа автор обращается к описанию современного скотокомплекса, где за коровами ухаживают машины. «Ни одна из них (коров) не имела имени, все они были под номерами… Живут коровы активной, плодотворной жизнью, стало быть, доятся и творят навоз на удобрения на этом гиганте-предприятии семь-восемь месяцев, а животное, которое ведет себя нестандартно, как Пеструха, проявляет характер, «немедленно выбраковывается и отправляется на мясокомбинат».

Человек, по мнению автора, теряет в наше время связь с природой, теряет уважение к ней; жизнь самого человека лишается при этом сути, становится похожей на конвейер. Рассказ посвящается В. Распутину — писателю, неравнодушному к природе, взгляд которого на тему человека и природы близок взгляду Астафьева.

В рассказе звучит также тема памяти, которая очень важна для Астафьева. Повествование ведется от первого лица. Рассказчик, образ которого предельно близок автору, человек сейчас уже немолодой, один из компании «творческих людей, пристально вглядывающихся в современную действительность», вспоминает свое детство, родную деревню, любимого дедушку, добрую бабушку-ворчунью. После полувека жизни возвращается он на место заимки — маленького лесного домика, где охотились и рыбачили они вместе с дедом. Но дом разрушен людьми нового послереволюционного поколения — поколения, не уважающего права личности на частную собственность. На месте домика остался лишь обломочек старого кирпича… Рассказчик берет его и привозит домой — на память.

Интересна композиция рассказа. Сначала автор вспоминает о детстве, о жизни в деревне до и после коллективизации, вспоминает историю Пеструхи. Когда рассказчик узнает о смерти Пеструхи, всеобщей любимицы, он разочаровывается в жизни (я не хочу больше так жить!). Далее следует ретроспективный эпизод: главный герой проводит ночь на яру, видит соединение дня вчерашнего и сегодняшнего, ему не удается увидеть полное наступление ночи: свет торжествует над тьмой. Этот эпизод является кульминационным. Здесь звучит мотив веры в Бога. Особую атмосферу создает пейзаж. Эпизод поясняет то, как мальчику, главному герою, удалось заново поверить в жизнь. Затем рассказчик опять возвращается к прерванному повествованию. Такая композиция рассказа (воспоминание в воспоминании) усиливает мотив памяти.

Важное место в рассказе занимает и тема связи поколений. Автор идеализирует старое поколение — поколение патриархальной России, которое в рассказе олицетворяют бабушка и дедушка рассказчика. Скупой, часто бессловесной, но вечной и взаимной любовью обещана была с виду будничная и простая крестьянская жизнь … Ребят оберегали от вида крови и мучений, потому как они рождались не для истребления, а для мирного крестьянского труда и назначение их было: создавать жизнь, растить хлеб, любить все сущее вокруг». Эти немудреные истины заставляют читателя задуматься о проблеме нравственного выбора современного человека.

Интересна и система персонажей рассказа. Она отражает в какой-то мере авторскую позицию. Старую Россию, кроме бабушки и дедушки рассказчика, представляют и Алешка — «божий человек», и вся детвора, которая пришла давать имя Пеструхе (недаром считалось, что дети не могли сглазить корову, они были неиспорченны, в них еще было сильно доброе начало). А вот Микешка — представитель новой, «коммунистической» России мог. Это он с какой-то радостью он сообщил главному герою, что суп и котлета в столовой — из Пеструхи. Его внешность («тыкучие волосья», торчащие во все стороны; голова «что осенний репей») и то, что он сын колдуньи Тришихи, подчеркивают его принадлежность к темным силам.

Таким образом, через систему персонажей раскрывается авторская позиция: патриархальная Россия с ее ценностями, устоями очень близка автору. Чувствуется его горечь и сожаление о том, что в наше время почти полностью утрачены связи со старой Россией. Заканчивается рассказ печальным выводом автора о жестокости людей современного мира, истоки которой находятся порой совсем рядом с нами, а то и в нас самих.

Рассказ «Пеструха» невелик по объему, но глубок по смыслу. При этом не тенденциозен. Рассказ красив и гармоничен как внутренне, так и внешне: и по форме, и по содержанию. Прозу Астафьева можно было бы назвать нравоучительной в хорошем смысле этого слова. Она будоражит сознание, ставит перед читателями вопросы нравственности, поднимает проблемы современности, затрагивает вечные темы, продолжает традиции классической русской литературы. Именно поэтому произведения Астафьева популярны в наше время. Я думаю, они не потеряют актуальности и в наступившей эпохе.