Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Родная природа в отображении русских писателей (по творчеству М.А. Шолохова)

Сочинение на тему «Родная природа в отображении русских писателей (по творчеству М.А. Шолохова)»

Мне кажется, что описания природы и вообще все пейзажи в произведениях великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова не существуют сами по себе как отдельные зарисовки. Они всегда связаны с переживаниями героев. Для Шолохова природа вокруг человека — как глаза матери, в которых отражается боль, радость и переживание за судьбу своего ребенка.
Герои Шолохова все без исключения живут в неразрывной связи с родной природой. Даже на пороге смерти они не утрачивают чистоты и глубины ощущения причастности ко всему живому и неживому на земле. Идущий на верную смерть рядовой казак-ком- мунист Котляров не может оторваться от родной природы: «Иван Алексеевич напился, стоя на коленях, и, подняв освеженную голову, увидел с предельной, почти ощущаемой ясностью: изморозно- белый покров известняковой пыли на придонской дороге, голубым видением вставшие вдали отроги меловых гор, а над ними, над текущим стремлением гребнистого Дона, в неохватной величавой синеве небес, в недоступнейшей вышине — облачко. Окрыленное ветром, с искрящимся, белым, как парус, надвершием, оно стремительно плыло на север, и в далекой излучине Дона отражалась его опаловая тень».
Обладая уникальной способностью целостного восприятия мира, Михаил Шолохов покоряет достоверностью нарисованных им картин жизни. Перед читателем встает завораживающий своей конкретностью мир природы: красочный, обладающий своими запахами, формами и очертаниями, цветом и полутонами цвета. Человек для писателя — дитя природы, запечатленное в свете, переливах цвета и тени, в линиях очертаний, в глубинах пейзажа. Шолохов владеет великим искусством описания живой и неживой природы. Писатель умеет, не заостряя, не преувеличивая очертаний объекта, приблизить его так, что мы видим пушистый завиток на шее у Аксиньи, тугую красную шею Степана, звероватую улыбку и «нерусские глаза» (от бабушки) Григория, раздавленные работой, тяжелые и грубые руки Ильиничны, небо, выстиранное дождем. Не упускает Шолохов из виду даже пыльно-золотого, с оранжевым отливом шмеля. Мы словно наяву ощущаем запах чернозема, отцветающего ландыша, подопрелой соломы, овеянных первой оттепелью вишневых садов, тончайшее дыхание опаленной морозами полыни.
«Иным, чудесно обновленным и обольстительным предстал перед нею мир. Блестящими глазами она смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманами даль, затопленные теплой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промятыми прошлогодними колеями — все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем» — так писатель передает мироощущение влюбленной Аксиньи.
Этот пейзаж бросает свой теплый отсвет на тонко воспринимающую красоту Аксинью. Люди, так чувствующие красоту природы, как чувствуют ее Аксинья или Наталья, достойны лучшей участи, чем постигшая их. Женская красота, сливаясь с красотой природы, ярко выделяет обеих героинь повествования.
Иногда неживая природа переходит в область чисто вещественных отношений и гротеском искажается, например, в никчемном мародерстве отца героя Пантелея Прокофьевича, как бы принижающем его этическую ценность. Хотя для полной характеристики Пантелея Прокофьевича Шолохов показывает его непоколебимые моральные устои. Они характеризуют его не меньше, чем это крохоборство, необузданная вспыльчивость, деспотичное обращение с женой и детьми («Запорю сукиных детей!» — случай на покосе с Петром и Григорием). Чего стоит только одно неприятие свояка Митьки Коршунова: «Нам, Мелеховым, палачи не сродни, так-то!» и обидное недоумение за медаль, врученную его невестке Дарье за убийство красноармейца.
Мир вещественный и мир духовный слиты воедино и для героев из других произведений Шолохова. В романе «Поднятая целина» Макар Нагульнов очарован петушиным пением на заре. Едва не исключенный из партии Нагульнов выходит из состояния депрессии, придя к мысли, что его смерть была бы на руку врагу. И вот уже по-новому, «просветлевшими глазами оглядел он распростертый окрест его мир». Мир Андрея Соколова из рассказа «Судьба человека» как бы вписан в разлив весеннего половодья, из хоперских степей тянет «извечный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли».
Родная природа «просветляет», врачует и вдохновляет. На весеннюю обновляющуюся землю возвращается Григорий Мелехов домой. На ту самую землю, которая наверняка очень скоро примет его к себе на вечный покой.