В комедии сталкиваются две эпохи: «Век минувший», который не желает перемен и «Век нынешний». «Век минувший» получил своё название Фамусовского общества по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Именно он противопоставляет Чацкого, открыто высказывающего всё, что у него на душе. Обвинительные речи Ч. Вызывают гнев и возмещение Фамусовского общества. Он представитель «Века нынешнего», выразитель передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается политическая программа: он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он даёт беспощадную характеристику фамусовскому обществу, клеймит «прошедшего житья подлейшие черты».
Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рождён его протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца, которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм: «Сужденья черпают из забытых газет
Времён очаковских и покоренья Крыма…»
За страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая себя от ответственности круговой порукой и подкупом:
«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве
Великолепные соорудив палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты!
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды ужины и танцы!»
Крепостников помещиков он называет знатными негодяями за бесчеловечное отношение к крепостным:
Один променял верных слуг на три борзых собаки,
Другой на крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей»,
которые затем были все «распроданы поодиночке».
Чацкий обвиняет Фамусовское общество, в котором внешняя форма как показатель карьерных успехов важнее, просвещения, бескорысного служения делу, наукам, исскуству:
«Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету…
Чацкий осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодёжи, когда учителей набирают: «числом поболее, ценою подешевле».
Резко высказывается Чацкий и об отношении к службе: он основной целью видит служение делу и неприемлет «прислуживания старшим» угождения начальству: «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Таким образом, словесная дуэль между Чацким и Фамусовым перерастает в серьёзную идеологическую борьбу. Грибоедов мастерски показал, как каждое новое лицо пьесы становится в оппозицию к Чацкому.
Так в частности столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодёжи того времени. Чацкий прямо заявляет что Молчалин «Дойдёт до степеней известных» своим умением молчать. Он не понимает, как Софья могла полюбить такое ничтожество. Не случайно кроме идейного конфликта Грибоедов ввёл любовную интригу. Софья обижена репликами Чацкого и, оскорблённая, раздражённая, в разговоре с господином Н. роняет — «Он не в своём уме». И слух о сумасшествии Чацкого несётся по залам, приобретая гротескные формы.
В четвёртом действии Чацкий узнает, кто избранник Софьи и в сердцах восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете».
Но перед тем как покинуть Москву, общество трусов и лицемеров, он вновь с гневом обращается:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет.
Подышит воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет…
И всё же Чацкий остаётся непобеждённым. Он отличается искренностью, поэтому его монолог — глас вопиющего в пустыне. Жар души и ум редко приносят человеку счастье, «покой, так как заставляют» жить не по лжи». А это серьёзное испытание.
Грибоедов создал не традиционную для своего времени комедию, изобразив многочисленные пороки дворянского общества. Я думаю, что монологи Чацкого — это голос самого автора. Чацкий симпатичен Грибоедову. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, не приводят к счастью. Возможно, Грибоедов предчувствовал трагическое поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от жизни. Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять не на что не может.