«Господи! Что есть человек, что ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» — написано в 143 Псалме Давида. Сколько веков прошло со дня написания этих слов, а человек так и остался главной загадкой, и вечные, незыблемые истины, изложенные в Библии, до сих лор являются нравственным ориентиром человечества.
Всё, что создано на земле, все произведения искусства так или иначе исследуют духовную природу людей, выявляют их моральную состоятельность.
И литература XX в. не является исключением. Но, пожалуй, не так много можно назвать таких романов, которые бы столь пристально вглядывались в человека через призму вечности, как «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Это произведение породило споры о прототипах действующих лиц, о книжных источниках тех или иных слагаемых сюжета, о философско-эстетических корнях романа него морально-этических началах.
В «Мастере и Маргарите» очевиднейшим образом воплощена теория трёх миров: земного, библейского и космического. Первый в романе представляют люди, второй— библейские персонажи, третий — Воланд со своими спутниками. Важнейшие философско-этические проблемы вечности и современности раскрываются автором в триедином мире, что нашло своё отражение и в структуре романа, каждый эпизод которого не только играет свою определённую роль, но связан со всем повествованием. Так эпизод сеанса чёрной магии и её разоблачения помогает понять самое важное: с какой целью Воланд и его свита появились в Москве «…в час небывало жаркого заката» и к какому выводу приходят князь Тьмы, автор и читатель.
Сеанс проходит в огромном зале Варьете, что дало возможность в одном месте собрать множество москвичей. Зачем это нужно? Оказывается, Сатана совершает своеобразную моральную инспекцию, чтобы узнать состояние современного общества, выявить внутреннюю состоятельность человека XX в. В сцене сеанса чёрной магии проявились нравственные качества людей, которые проверяются вечными, библейскими заповедями. И невольно на ум приходят слова Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Действительно, нет ничего нового в проблемах совести, добра и зла, ответственности человека за свои деяния. Ведь это важнейшие вопросы бытия.
Эти темы заявлены автором в ершалаимских главах, но решаются и в сценах московских, в том числе и в эпизоде сеанса магии. Сцена в Варьете помогает понять, изменился ли человек, сумел ли он сохранить вечные ценности, способен ли возродиться. Моральная инспекция Воланда не замыкается только в рамках одного эпизода, она осуществляется на протяжении всего романа. Но именно здесь Воланд открыто заявляет о цели своего визита: «…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?» И важным в сеансе является не сама магия, творимая нечистой силой, но её разоблачение. Это, прежде всего, разоблачение людских душ. Так, взорам зрителей предстал гражданин Парчевский, у которого «как раз между трёхрублёвкой и повесткой о вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельповой» находится вовсе не случайно попавшая туда колода карт. Этот человек прожигает свою жизнь за игрой в покер, уходит от ответственности перед бывшей семьёй. Внезапно посыпавшийся денежный дождь выявил алчность москвичей, вдыхавших «ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег». Люди отталкивают друг друга, ползают в поисках бумажек, слышится даже звук оплеухи. Именно власть денег люди ценят очень высоко. Эта же страсть толкнула Иуду из Кариафа на предательство бродячего философа, а барона Майгеля — на доносы. Таким образом, эпизод сеанса чёрной магии находит параллели во всей структуре романа. Жадные до бесплатной наживы москвичи и москвички облачаются в новые платья, туфли, а затем оказываются раздетыми на улице. Они гонятся за мнимыми ценностями, их культ— деньги и вещи. Они забыли, что же действительно важно в жизни.
Разоблачается Аркадий Аполлонович, современный прелюбодей и другие мелкие персонажи.
Читать эту сцену и смешно, и страшно. Смешно, потому, что написана она с изумительным юмором, сарказмом. А страшно потому, что всё в ней — правда. Но вот одна лишь реплика, один женский голос мешает представление о людях и у Воланда, и у читателя. Среди хаоса жадных, пошлых, развратных криков вдруг раздался один единственный возглас в защиту несчастного конферансье Бенгальского, которому оторвали голову: «Ради бога, не мучьте его!»
Примечательно, что вслед за этим голосов стало больше: «Простить! Простить! — раздались вначале отдельные и преимущественно женские голоса, а затем они слились в один хор с мужскими». О том, что этот эпизод очень важен, говорит то, что сидевший весь сеанс с закрытыми глазами Воланд сразу же обернулся в сторону голоса и сделал вывод: «…они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, а легкомысленны… Ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…» Милосердие — из уст Дьявола слышать это слово страшно, но таков художественный мир романа, где добро творят силы зла. Милосердие — важнейшее качество взаимоотношений людей. «Человек милосердный благотворит душе своей», —читаем в 11 главе Притчей Соломона. «Милость и истина да не оставляют тебя … напиши их на скрижали сердца твоего», — не забыли ещё этот библейский завет москвичи. Тема милосердия, заявленная в первой части романа, в эпизоде в Варьете, играет значительную роль во всей структуре произведения. Пожалела Маргарита Фриду на балу у Сатаны, Мастер обрел покой благодаря Воланду и освободил от вековых мук совести Понтия Пилата, героя своей книги. Оплатил свой счёт и прощён тёмно-фиолетовый рыцарь, неудачно пошутивший о свети и тьме. Значит, не всё потеряно ещё для людей. Воланд и сам автор приходят к такому выводу, она и говорит эпизод сеанса чёрной магии. Снят покров с мистики Сатаны, с людских сердец. Остапам надежда, вера и любовь к человеку.
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» проникнут это» верой и любовью, является нравственным компасом нашей жизни.