Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии “Горе от ума” каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Они хоть и не действуют прямо, но свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит реакционная сила.
Характерно, что на балу у Фамусова собрались не просто люди, а те, кто составляет элиту дворянской Москвы. Они многолики, но почти все несут общие черты: невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Они появляются один за другим, как серия подвижных карикатур, создавая уродливый портрет этого самого элитарного дворянства.
Вот шествует чета Горичей — типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его супружества. Это был бедовый, остроумный человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне превратился в жалкого подкаблучника. Супруга и рта ему не дает открыть. “Послушайся разочек, милый, застегнись скорей”, — так звучат ее “беседы” с мужем. Страшно то, что Горич осознает свое положение, но не пытается его изменить. Все, на что его хватает, сказать горько Чацкому: “Теперь, брат, я не тот”.
Интересен еще один, почти бессловесный персонаж — лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: “А как не полюбить буфетчика Петрушу?” В этой фразе присутствует скрытая ирония автора. А вот прибыло на бал семейство Тугоуховских. Княгиня озабочена поиском женихов для своих дочек. И на Чацкого с первых же реплик смотрит как на потенциальную жертву. Но стоит ей узнать, что Чацкий не богат и не в чинах высоких, она кричит: “Князь, князь! Назад”. Вроде проходная сцена, второстепенный персонаж. Но через эту княгиню автор глубже раскрывает характер Фамусова, подчеркивает в нем такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. И это характерно для всего фамусовского окружения, где “кто беден — тот тебе не пара”:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, — тот и жених.
Появляются графини Хрюмины — озлобленная на весь мир внучка со своей полуглухой бабушкой. Эта неудавшаяся “невеста” восхищается всем иностранным, в отличие от других часто использует французский язык. Как не сравнить эту вертлявую даму-неудачницу с современными недоучками, щеголяющими обрывками английского и преклоняющимися перед западной торгашеской культурой.
А вот наиболее активный “эпизод” комедии — Загорецкий. Тот, про кого откровенно говорят, что он “лгунишка, картежник, мошенник, плут”. И все же двери фамусовского “собрания” для него открыты, он полезен своей услужливостью. Когда старуха Хлестова хотела отказать ему от дома, он услужил ей, подарив арапчонка. И слова Молчалина: “Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…” — подчеркиваются его отношениями с Загорецким.
На балу множество других представителей фамусовского общества, которым Грибоедов даже не дал полных имен. Таковы, например, господа N и D, активно участвующие в сплет нях о сумасшествии Чацкого. И все они усиливают главные мысли автора, идеологическую и сатирическую суть его произведения.