Выйдя в свет, роман не был замечен, лишь
с появлением постановки пьесы «Дни Турбиных
» на него обратили внимание. Но все же
роман не вписывался в идеологические рамки революционного времени.
В центре романа- события в Киеве в 1918 г. Они рассматриваются
не с точки зрения классовой или политической, а с точки зрения общечеловеческой,
являющейся критерием Добра. Кто бы ни захватил
власть, какие бы идеи ни проповедовались, все это заканчивается кровопролитием.
Насилие рождало еще большее насилие. Весь роман
реализует идею общечеловеческих нравственных ценностей, опирающихся
на истины Христовы. Символичен в этом смысле финал
романа: звездный покров ночи похож на завесу, за которой происходит
некое действо, воспринимаемое как богослужение. Вознесенный
над миром крест превращается в меч. «Но он не страшен. Все пройдет.
Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды
останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни
одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим
обратить свой взгляд на них? Почему?» — Вопрошением к человеку,
творящему дела, приносящие горе и муку, заканчивается роман.
Роман имеет два эпиграфа: первый — из повести Пушкина «Капитанская
дочка», а второй — из Апокалипсиса. Начало бурана, которое
Булгаков переносит из пушкинской повести: «Ветер завыл, сделалась
метель. В одно мгновенье темное небо смешалось с снежным морем.
Все исчезло…» символизирует стихию революции, как и в блоковс-
кой поэме «Двенадцать». Герои повести «Капитанская дочка» должны
встретиться с предводителем крестьянского восстания Пугачевым —
это тоже может послужить символом событий 1917 г. и гражданской
войны. Второй эпиграф — строки из Апокалипсиса: «И судимы были
мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…»
является ответом на вопрос в конце романа «Белая гвардия».
Начало повествования является стилистическим продолжением
второго эпиграфа: «Велик был год и страшен по рождестве Христовом
1918, от начала же революции второй». И на протяжении всего
романа «присутствует Святое Провидение: встречаются строки из
Откровения Иоанна Богослова, звучит молитва в устах Елены, во спасение
жизни брата, за богохульные стихи наказан сифилисом поэт
Русаков, Алексею Турбину снится «Рай». А в конце романа Крест
превращается в карающий меч».
Герои романа (семья Турбиных и их друзья) по своим политическим
убеждениям — монархисты. Здесь как бы два мира: мир семьи,
где существуют тепло — и все, приходящие в этот дом, ощущают
истинные человеческие ценности. Второй мир — это жестокая война,
которая бьется за стенами турбинского дома.
Семья Турбиных, русских интеллигентов, оказывается в водовороте
событий гражданской войны. Война здесь не просто экстремальная
ситуация, заставляющая людей делать свой нравственный
выбор, война — это клоака ненависти и вражды. Автор очень объективно
показывает офицеров с их ненавистью к большевикам, а также
и мужиков с их ненавистью к немцам, гетману, помещикам.
Семья Турбиных: старший Алексей, Елена, младший Николка.
Друзья: Мышлаевский, Най-Турс, полковник Малышев, Лариосик-
все эти персонажи изображены не без симпатии, хотя они и не без
греха, — все они показаны людьми, обладающими честью и достоинством
дворянина, для которых женщина — это воплощение святости.
Они боготворят Елену Тальберг, хотя ее муж, Тальберг, тоже белый
офицер и монархист, бежит из города, оставляя свою жену. Он так же
неприятен автору, который наделил его какой-то крысиной внешностью
(«желтенькие искорки в глазах», щетка «черных подстриженных
усов»). Для него все происходящее в городе — оперетка, хотя он сам
более всего похож на опереточного героя.
Най-Турс в романе — образец, если так можно выразиться, героизма.
Он ценой своей жизни спас совсем юных юнкеров. Описание
боя, где Най-Турс сражается, — самое напряженное место в романе.
Он является во сне Алексею Турбину в образе рыцаря, светящегося
голубым светом (голубой цвет — цвет чистоты и духовности). Возможно,
его образ несколько романтизирован, в романе он — воплощение
чести и достоинства дворянской интеллигенции.
Во всех чрезвычайных ситуациях братья Турбины ведут себя
согласно чести и достоинству дворянина. Алексей Турбин чуть не
расстался с жизнью, поступая по чести, Николка, став свидетелем
героической смерти Най-Турса, чуть сам не погиб. Потом, как честный
и благородный человек, он оказывает помощь семье Най-Турса.
Турбины, монархисты по своим убеждениям, не являются фанатиками
политических убеждений. Эти персонажи, созданные автором,
прежде всего реализуют главную идею романа: честь, благородство,
патриотизм, религиозность — лучшие человеческие качества, которые
стоят выше идей революции. Никакая революция не может
уничтожить человеческую душевную теплоту, которая живет в тур-
бинских героях и всегда способна кого-то спасти.
«Несмотря» сопровождает весь роман. Что бы ни случилось в городе,
у Булгакова всегда найдутся слова восхищения прекрасным: прекрасной
Еленой, морозным утром, теплом турбинского дома, глазами местных
красавиц. Эти «несмотря» тоже являются доказательством
преимущества общечеловеческих ценностей перед революцией
и гражданской войной, главными врагами турбинского дома
и всего человечества. Ни революция, ни гражданская война не могут
уничтожить главное — любовь. Любовь в романе настигает каждого.
Образ 1918 г. — это две звезды, которые ярко горят над Городом
в ночном небе — Марс (планета войны) и Венера (планета любви).