Это последний роман Булгакова, отразивший
самые сокровенные мысли писателя и его
личный мистический опыт.
Жанр романа. По жанру это сложное произведение,
соединившее в себе фантастику и реальность, сатиру и юмор,
мистику и историю. В романе четко можно выделить три пространственно-
временных плана:
1) исторический: Иудея I в. н. э.;
2) современный: Москва, 30-е гг. XX в.;
3) мистический (вечный): вечность, которая не имеет времени и места.
Согласно этим трем планам и группируются персонажи романа.
Центральным персонажем является Мастер, который написал роман
о Понтии Пилате, вызвавший резкую критику, чем спровоцировал
появление Воланда, прибывшего в Москву для того, чтобы наказать
обидчиков Мастера.
Художественное пространство. Действие романа начинается
на Патриарших прудах в Москве и заканчивается в Москве.
Время действия — примерно конец 20-х начало 30-х гг. (тут литературоведы
не могут прийти к единому мнению). Московские главы
написаны в жанре сатиры, злой и обличительной, — такой эффект
достигается при использовании фантасмагории.
Другое художественное пространство — это Иудея, I в. н. э. Здесь
стиль меняется, прозаический текст становится торжественно ритмизированным:
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей
кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа
весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями
дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Но вместе с тем эти главы воссоздают достаточно точно жизнь Иерусалима
в I в. н. э., когда жил и проповедовал свою веру Иисус Христос.
Есть и третье пространство — Вечность. Вечность имеет свою
историю, выраженную в идее трех царств: царства Тьмы, царства Света,
царства Покоя. К царству Света ведет лунная дорога, по которой
идет прощеный Понтий Пилат. В царство Покоя попадают Мастер
с Маргаритой. Царство Тьмы поглотило Воланда и его свиту, представших
перед читателем в мистических образах.
Проблематика романа. По проблематике роман можно назвать
философским. В нем затронуты нравственно-философские проблемы
Добраи Зла, любви и ненависти, верности и предательства, веры и безверия,
смерти и бессмертия.
Трудные вопросы. Прочитав роман, читатель задумывается над
вопросами, на которые не просто найти ответ. Почему Воланд (Сатана)
в романе творит справедливость, наказывает тех, кто мешал людям
жить? Почему Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается личность
Иисуса Христа, уготована роль «доброго» и слабого человека, а не
Богочеловека? Почему Мастер заслужит Покой, а не Свет? А Понтий
Пилат, по чьему распоряжению казнили бродячего философа, удостоен
Света? Разве можно спасти кого-нибудь, продав свою душу дьяволу,
как это сделала Маргарита? И почему «темные» силы так симпатичны
в романе? На все эти вопросы можно получить ответ, если обратиться
к тексту и поразмышлять над ним.
Первое, что бросается в глаза при чтении романа, так это то, что
он великолепен во всем, это истинный литературный шедевр. Его
художественные достоинства становятся ярким аргументом для того,
чтобы внушить читателю иное видение мира. Весь роман — это мистический
опыт писателя, причудливо вылившийся на страницы произведения
о судьбе Мастера и его романа.
Начало романа. Поэт Бездомный написал поэму об Иисусе
Христе. Она написана по заказу атеиста Берлиоза, руководителя
МАССОЛИТА. Берлиоз и Бездомный спорят о существовании
Христа (спорят атеисты).
По мнению Берлиоза, Христос получился слишком живой, что
противоречило атеистическому знанию о том, что Христа вообще
никогда не было. В разговор вмешивается Воланд, удививший беседующих
своим видом и речами. Смешно и нелепо выглядит ученый
Берлиоз, с гордостью называющий себя атеистом. Воланд здорово
озадачил интеллектуала Берлиоза, сообщив ему доказательство существования
Иисуса Христа. Разговор об Иисусе является отправным
моментом для дальнейшего развития сюжетных линий романа.
Воланд — главный герой романа?
Воланд — некая условность, образ, включающий в себя атрибуты
дьявольской силы. И получается, что роман не о Мастере, не об
Иешуа, и не о Пилате, а о Воланде (Сатане). Он, несомненно, энергетический
узел сложной композиции, Воланд присутствует на всех
трех уровнях повествования. Эпиграф, взятый к первой части романа,
подтверждает основные функции Воланда: «Я — часть той силы, что
вечно хочет зла, и вечно совершает благо».
Эти слова, взятые из трагедии Гете «Фауст», прежде всего указывают
на диалектичность природы зла, которая в конце концов творит
добро. Но если посмотреть на природу зла с христианских позиций,
то зло в мире существует по попущению Божьему, но по своей природе
продолжает оставаться злом. И Воланд лжет, утверждая, что он
творит добро, но ложь естественна в природе дьявола. Булгаков же
выстраивает всю нравственно-философскую концепцию именно на том,
что Сатана творит Добро. Здесь очень тонкая подмена.
В главе 29 Левий Матвей, евангелист Иисуса, пришел посланником
Его, чтобы попросить Воланда взять Мастера с собой и наградить
его Покоем. Воланд говорит ему странные вещи: «Не будешь ли
ты так добр подумать над вопросом, что бы делало твое добро, если
бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее
исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень
от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и живых существ. Не
хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья
и все живое из-затвоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
В рассуждении Воланда присутствует завуалированное утверждение,
что Иешуа и Воланд — две равновеликие сущности. А в системе
художественных образов Воланд и вовсе превосходит Иешуа.
М. Дунаев доказывает, что Булгаков лукавит. «Здесь лукавые рассуждения
о том, что зло есть лишь меньшая степень интенсивного
света, тогда как зло есть самоограничение добра по воле Божьей.»
Зло персонифицировано фигурой Воланда.
Воланд действует парадоксальным образом: он творит добро вопреки
своей природе зла. Он — самый обаятельный персонаж романа,
привлекающий сочувствие и симпатии читателей. Он активно вмешивается
в мирские дела, наказывает тех, кто делает зло Мастеру:
Берлиоза, критика Латунского, Варенуху, Римского, Бенгальского,
членов МАССОЛИТа, и даже вызволяет из небытия рукопись
Мастера. Он дееспособен, он вершит справедливость, руководствуясь
конкретными наказаниями в зависимости от преступления.
Он даже испытывает к людям неподдельную жалость, когда говорит
о москвичах, сравнивая их с людьми I тысячелетия: «Ну, что ж, они —
люди как люди… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие
иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… Квартирный
вопрос только испортил их…».
Под конец Воланд действует как Ангел Господень, выполняя волю
Того, Кто смутно угадывается за всеми событиями.
Но вот ведь что интересно: иногда Воланд выступает и в качестве
карающей силы.
Критик В. Лакшин верно определил идею образа Воланда в романе:
«В прекрасной и человеческой правде Иешуа не нашлось места для
наказания зла, для идеи возмездия. Булгакову трудно с этим примириться,
и оттого ему так нужен Воланд, изъятый им из привычной
стихии разрушения и зла и как бы получивший взамен от сил добра
в свои руки меч карающий». Такое осмысление природы Сатаны
связано, конечно, с самим Булгаковым, с тем, что его произведения
не печатались.
Автобиографичность судьбы Мастера в романе доказана конкретными
фактами из биографии писателя. Из этого следует вывод, что
сам Булгаков достаточно вольно обращается с идеей Христа о силе
любви. Его Мастер не верит в то, что Бог есть любовь. Он сжигает
рукопись и попадает в сумасшедший дом. Булгаков не верит в Милосердного
Бога, он бунтует, и его бунт реально отразился в образе Воланда,
олицетворяющего карающее начало.
В христианстве нет карающего Бога, вот почему Булгаков придумывает
такого необычного персонажа, как Воланд, который отличается
от традиционного образа дьявола.
Смысловой центр произведения — бал у Сатаны. Подготовка
к этому балу начинается еще в начале романа, на Патриарших прудах.
Отрезанная голова Берлиоза, украденная затем из гроба, превращается
в «потир» (священный сосуд), из которого причащаются в конце
«бала» Воланд и Маргарита. Вообще, в этой сцене, как определяет
М. М. Дунаев, осуществляется антилитургия, здесь все совершается
навыворот. В литургии есть бескровная жертва, претворение крови
в вино, здесь же бескровная жертва подменяется кровавой жертвой
(убийство баронаМайгеля). М. Дунаев: «На Литургии в храме читается
Евангелие. Для черной мессы («бала») надобен иной текст.
Роман, созданный Мастером, становится не чем иным, как евангелием
от Сатаны, искусно включенным в композиционную структуру
произведения об антилитургии». Элементы антилитургии, конечно,
присутствуют, но там есть эпизод с Фридой, который вскрывает и понимание
Булгаковым идеи Спасения. Маргарита просит за Фриду,
спасает ее от вечной вины, и сама преображается.
Пространство смеха. «Сатира и смех в романе — это оружие
мщения за обиду». Наказываются все, кто прямо или косвенно причинил
боль Мастеру (Булгакову), — это литературная среда, МАССОЛИТ
(массовая литература), Берлиоз, Латунский. Воланд по воле Мастера
вершит суд, он отрезает головы, отправляет в другой город в голом виде,
безжалостно раздевает зрителей в театре Варьете. Но ему приходится и
прощать: пустой костюм снова приобретает владельца, оторванная
голова Бенгальского снова возвращается на место, боров снова превращается
в человека. По Булгакову, давшему волю своему воображению,
Воланд вовсе и не Сатана, а падший ангел, возжелавший снова
обрести свою ангельскую природу. Здесь черт борется с чертом,
но это очень субъективная позиция, построенная на подмене понятий.
Такая фантасмагория позволила автору показать, что концентрация
зла в Москве 20-30-х гг. настолько сильна, что даже сам Сатана
пытается его исправить.
Вопросы литературы в романе. Идея МАССОЛИТа в романе
тоже терпит фиаско. Массовая культура — это гарант пошлости и бездуховности.
Мастер в своей творческой индивидуальности несовместим
с массовой культурой, поэтому его роман (а это, надо понимать,
роман Булгакова), обречен на огульную критику.
Знаменитая фраза Воланда «Рукописи не горят» оказалась верной —
роман Булгакова был вызван из небытия и появился перед читателями
четверть века спустя. Есть в романе один персонаж, Иван Бездомный,
который является своеобразным перекидным мостиком между
Мастером и современностью — Иван Бездомный в клинике для
душевнобольных. В дальнейшем Иван Бездомный становится известным
ученым, историком.
Роман в романе. Сюжетная линия Мастера и Маргариты включает
не только историю любви, но и историю написанного Мастером
романа о Понтии Пилате. Роман — это их ребенок, но Мастер сжигает
роман, потому что уже ни во что не верит, у него нет сил, он устал,
болен, живет в страхе, ненавидит само творчество, и у него нет веры.
И каждый творит свою судьбу в Вечности.
Маргарита — напротив. Она полна сил, ее энергии хватит на двоих,
любовь женщины, в основе своей жертвенная, способна сотворить
чудо. Маргарита спасает от огня роман о Понтии Пилате. А чтобы
спасти Мастера, Маргарита превращается в ведьму, этого требовала
логика романа и реализация роли Сатаны. Воланд и тут вмешивается,
и Маргарита с помощью дьявола обретает силы для того, чтобы спасти
и себя, и Мастера. Но на земле им нет места, они уходят в Вечность.
«Он не заслужил света, — говорит Левий Матвей, — он заслужил Покой».
Так решил Тот, Кто распоряжается судьбами людей, определяет их
место в «Обители Отца», но Его имя не названо. Тот, кто покидает
дом и кто не верит в любовь, тот не заслуживает Света.
Судьба Мастера и Маргариты. Мастер прощается с городом,
конец его жизни на земле, конец страданию, его ждет свита Воланда,
неузнаваемо изменившаяся, чтобы умчать его туда, где ему предназначено
быть после смерти. Маргарита при этом прощании становится
очень похожа на женщину, к которой возвращается любовь. Прощание
происходит в присутствии Воланда, и здесь читатель узнает судьбу
Понтия Пилата, страдающего за некогда проявленную трусость
в решении судьбы Га-Ноцри. С ним разделяет судьбу его верный пес.
Он прощен и заслужил Покой. Лунный свет отождествляется с мистической
реальностью, поглощающей всех, кто приходит туда после
смерти.
«Рукописи не горят». Хотя роман и горел, но идеи, мысли, высокие
чувства, осознание законов реального бытия остаются, потому
что всегда найдется кто-то, кто будет воплощать эти идеи на страницах
других произведений.