«Тихий Дон» — это больше чем книга, про-
аналитическое честь ее — значит пройти сквозь другое прочтение
странство в другом измерении, пережить жизнь
на другом, философском уровне, увидеть
мир в его целостности, несмотря на весь драматизм ситуаций, сложность
коллизий, порой взаимоисключающих начал.
В романе много сюжетных линий, но есть основная, связанная
с главным героем Григорием Мелеховым — выбор пути и невозможность
этого выбора. Григорий Мелехов, простой казак, мечтающий
о счастье на своей земле, вынужден оторваться от земли, которую
любил, которая вмещала в себя весь смысл его жизни, и воевать то
с белыми против красных, то с красными против белых. В этом трудность
выбора простого человека, которому непонятна политическая
игра, происходящая на высоком уровне.
Как обрести свободу в несвободной стране? — Вот вопрос, который
не может быть решен при таких составляющих, но что же делать
человеку?
Григорий Мелехов, сын Пантелея Мелехова, выполняет в романе
двойную роль: он и конкретный человек, прошедший через ад и страстно
стремившийся к счастью и любви, и в то же время символ
невозможности обрести это счастье тогда, когда мир обезумел.
Это безумное время имеет свои границы: Первая мировая война,
революция, гражданская война. Художественное пространство — Дон,
придонские степи — это и конкретное место, и символичное.
Дон — это казацкая вольница, место, куда бежали крепостные
крестьяне, ставшие здесь свободными казаками. В человеческой
натуре Григория Мелехова «переплелись особенность рода и судьба
народа, история давняя и на глазах творящаяся».
Изначальное стремление к свободе, заложенное в натуре Григория,
все время толкало его на бунт, заставляло сопротивляться насилию.
Григорий прошел через три войны, и через все испытания он пронес
любовь к Аксинье, ставшей в его жизни единственной и неповторимой,
той самой, без которой жизнь его теряла смысл.
Этапы жизненного пути Григория Мелехова:
I. История любви Григория и Аксиньи.
Аксинья — замужняя женщина, жена соседа Мелеховых, Степана
Астахова. Своей любовью Григорий пробудил в ней настоящую
женскую красоту. С самого начала Григорий бунтует против семьи,
естественно осуждающей его за связь с замужней женщиной. Он
бросает вызов отцу, не подчиняется его воле, уходит с Аксиньей, и
этим выбором определяет свою дальнейшую судьбу. Жена Григория
Наталья чуть не покончила жизнь самоубийством.
II. Война 1914 г. Первый бой и первый убитый. Тяжелые переживания
открывают в Григории доброе сердце. Но что может сделать
конкретный человек в этой бойне? На войне Мелехов получает не
только георгиевский крест, но и определенный опыт, заставивший
его задуматься глубже о жизненном устройстве мира.
III. Революция. Она должна явиться спасением для таких, как
Григорий. Он вступает в Красную Армию; казалось, не было большего
разочарования у Григория в жизни, чем реальность красного
лагеря, где царили насилие и бесправие.
IV. Казачий мятеж против красных, в котором Григорий Мелехов
принимает активное участие в качестве казачьего офицера.
V. Снова у красных в коннице Буденного. И снова разочарование.
VI. Банда Фомина, где Григорий по иронии судьбы будет думать,
что бандиты-это и есть свобода.
VII. Возвращение домой. Умерла Наталья, погибла Аксинья. Остался
только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного.
Григорий возвращается обреченным человеком, и современный читатель,
конечно, догадывается, какая его ждет судьба — или расстрел,
или пожизненное заключение.
Конец романа огорошил тех, кто думал, что в конечном итоге
Григорий Мелехов станет сознательным большевиком. «Григорий Мелехов
стоял над кручей и держал за руку своего сына как горький
упрек всем тем, кто планирует кровавые революции и мечтает
переделать мир, предварительно затопив его кровью.» Увы, человечество
не учится на своих ошибках, и кровавый след где-нибудь
да обнаружится.
Зачем нужны революции, если каждый человек гибнет как личность,
когда его внутренний мир становится пустым?
В советском литературоведении финал романа интерпретировался
как оптимистический: Григорию Мелехову предлагали выбор между
красными и белыми и после многих размышлений гипотетически
определяли его в красный лагерь. Третий путь исключали, третьего
пути нет. — А он есть. Человек шире и глубже любого ограничения,
которое ему навязывает идеология, неважно какая.
Понять роман М. Шолохова «Тихий Дон» — это значит понять себя
в этом непростом мире, требующем от человека невероятных жертв.