«Царь-рыба» — это художественно воспроизведенные
рассказы, услышанные от самих
героев. Самый приметный из рассказчиков
охотник Аким.
По жанру — это лиро-эпическое произведение. Фигура автора объединяет
отдельные главы романа и служит своеобразным лирическим
дневником, где рассказывается о жизни Северной Сибири в 1960-х гг.
Авторские оценки сквозят сквозь объективно воспроизведенные реалии
жизни Севера. Север уже давно утратил свою первобытную чистоту:
кругом пьянство, грязь, невежество, грубость. Все эти черты
были заимствованы у русских, научивших местных жителей пить
водку, и тем самым способствующих их деградации. Но все же автору
удалось разглядеть в грубом, невежественном быту человеческую
доброту, искренность и даже наивность.
Аким — центральный образ романа, по воле автора превратившийся
из простого охотника в романтического героя. Он наделен данным
ему от природы тонким восприятием мира. Проблематика романа связана
с отношением между человеком и природой, их взаимосвязью.
Автор исследует эти отношения на разных человеческих типах. Исследование
имеет нравственный характер. В. Астафьев, сам будучи
человеком высоконравственным, не принимает такой черты, как корыстолюбие,
уничтожающее душу, как не принимает слепой зависти
и жестокости у Зиновия Утробина, командора, рыбака Грохотало.
Именно эти качества объединяют их с Гогой Герцевым, интеллигентом,
превратно толкующим доброту и честность. Он гибнет в тайге,
его гибель — не случайна, тайга забрала его в тот момент, когда в нем
нуждалась Эля, чуть не погибшая. Тайга сама совершила суд над своим
врагом, бездумно губившим природу. Человек, нарушивший
нравственный закон, должен погибнуть.
Вторая группа героев — люди естественные, не испорченные цивилизацией
(синоним корысти, жестокости, зависти) — это Аким,
Парамон Олсуфьев, Киряга-деревяга, Касьянка. Характеры этих
героев раскрыты автором с большой симпатией.
Роман состоит из двух частей. В первой части намечены сюжетные
линии, формирующие нравственное кредо автора.
Во второй части — важная художественная идея, заключенная
в главе «Царь-рыба», выведенная в формуле: «Природу нельзя покорить
варварским путем. Природа не приемлет потребительского
к себе отношения. И царь-рыба — синоним живой природы, которую
нельзя покорить». Конфликт между добром, человечностью и циничным
отношением к жизни.
В художественную палитру романа включена очень красивая
легенда «Сон о белых горах» как романтический идеал жизни.
Заключительная глава «Нет мне ответа» органично завершает
лиро-эпическое произведение Астафьева, придает ему художественную
ценность. Отрывок из Экклезиаста примиряет автора с жестокой
действительностью и дает ответ на все поставленные в произведении
вопросы: «Всему-своевремя».