Все будет хорошо. Россия будет великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться.
Из дневников А. Блока
В творчестве А. Блока тема Родины является одной из самых главных и тесно переплетается и с темой любви, и с темой судьбы, потому что для него Россия — это любовь, судьба, сама жизнь.
По Блоку, у России свой, особый путь развития, своя роль в истории. С древних времен так сложилось, что многочисленные войны, пожары, болезни — все эти испытания выпали на долю нашей
страны, оставив свой отпечаток в культуре, в характере народа. И если в ранней лирике поэта Россия представлялась ему прекрасным краем с удивительными пейзажами («Ночной туман застал меня в дороге…»), то постепенно вырисовывался путь, предназначение России, ее место в истории. В стихотворениях «Скифы», «На поле Куликовом» этот путь сравнивается то с бешеной скачкой «степной кобылицы», то с вечным боем.
Блока интересовал именно исторический путь России, истоки зарождения этого предназначения, поэтому он обращался к древности. В XIII—XV веках самым страшным событием было татаро- монгольское иго, вся тяжесть которого легла на плечи России.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас —
Монголов и Европы!
(«Скифы» )
И, по мнению Блока, по-другому быть не могло. Возможно, поэтому, рассуждая о страшном и тяжелом пути Родины, автор пишет о ней с такой нежностью, неразрывно связывая с Россией свою жизнь, судьбу.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
( «На поле Куликовом» )
Нередко в своих стихотворениях Блок сравнивает ее то с любимой женщиной, то с женой, показывая тем самым, насколько дорога она ему.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
( «Россия» )
А за родного, близкого человека всегда переживаешь особенно сильно. Поэтому от взгляда поэта не ускользало, что и красота, и уродливость жизни рядом. Однако когда любишь, принимаешь все таким, какое оно есть на самом деле, не ища в предмете любви лишь прекрасное. И мне кажется, что Россия, страдающая, надломленная, перенесшая так много испытаний, становилась от этого ему еще ближе и дороже.
Какое же место отводил себе поэт в этом мире, в России, стоящей на пороге революции? Блок неразрывно связывал свою жизнь с жизнью Родины: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» И в начале XX века не мог не заметить очередной перелом, наметившийся в истории. В стихотворении «Россия» появляется образ тройки — символа грядущих перемен:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Потому что только наша страна могла взять на себя новую ношу, потому что только она смогла бы ее вынести, только страна, занимающая особое положение между Востоком и Западом. Но ведь ни один великий переломный момент не обходится без крови, без жертв…
В стихотворениях «Фабрика», «Сытые» Блок описывает положение простых рабочих и богатых господ, объясняя неизбежность перемен. Он оправдывает все будущие жертвы, весь ужас предстоящей революции, благословляя ее, потому что дворянство, интеллигенция потеряли свою первостепенную роль в обществе и оказались не в силах что-либо изменить.
Варка жизни встала
На большой мели.
Громкий крик рабочих
Слышен издали.
( «Барка жизни встала…» )
Он, как представитель интеллигенции, уже сделал свое дело, культура больше не могла помочь народу, пришло время человека «в сером армяке», который повернет жизнь в другое русло. Общество будет жить по другим законам. Однако в этом новом мире Блок не находит для себя места:
Вот они далёко,
Весело плывут.
Только нас с собою,
Верно, не возьмут!
( «Барка жизни встала…» )
Так происходит трагическая неслиянность поэта и России. Ведь в конце концов Блок умер в нищете. Но для Блока это не трагедия, потому что гибель с Россией — это уже не отчаяние, не одиночество, а призвание, долг, счастье, путь, судьба. Он это понимает и пишет последнее произведение — поэму «Двенадцать».
Творчество и судьба А. Блока во многом символичны. Являясь представителем интеллигенции, старого строя, он не смог шагнуть в XX век, не смог жить в новом мире, хотя его желание и любовь к России были велики.