В истории русской культуры начала века творчество Александра Александровича Блока (1880-1921 годы), художника, прошедшего путь среди революций, чутко уловившего и противоречия и величие своей эпохи, — явление огромной общественной и художественной значимости. Его идейно-творческий путь характерен для той части русской художественной интеллигенции, которая искренне, бесстрашно пыталась самоопределиться в сложной общественной и идейной борьбе, найти свое место в народной жизни России, в революции. По силе своего песенного голоса, по глубине его искренности, по охвату теМы, по огромности своего поэтического характера, по связи его с исторической жизнью нашей родины Блок является несомненно русским поэтом.
Основные этапы своего творческого пути поэт сам обозначил в 1916 году. Подготавливая к изданию собрание стихотворений, он разделил его на три книги, каждая из которых отразила вполне определенный и законченный период его идейно-художественных исканий.
В октябре 1904 года выходит первая поэтическая книга Блока — «Стихи о Прекрасной Даме». В сборнике отразились напряженные, подчас трагические переживания личной жизни поэта, его отношения с Л.Д. Менделеевой, это был своеобразный роман в стихах, его события наполнены мистическими предчувствиями прибытия Вечной Женственности, которая озаряет и преобразует мир.
В декабре 1906 года вышел второй сборник стихов Блока— «Нечаянная радость». Это была «переходная» книга— от «Прекрасной Дамы» к «Снежной маске».
Ужб в первом стихотворении сборника поэт прощается с мечтами юности и Прекрасной Дамой:
Ты в поля отошла без возврата.
Да святится Имя Твое!
Снова красные копья заката
Протянули ко мне острие.
Перед Блоком раскрылся мир природы (цикл «Пузыри земли»): поздняя русская осень с ее чистотой и прозрачностью, русские леса с их «сквозящей» тишиной, кружевами тонких берез, печалью и нежностью осеннего света. В книге начинает звучать одна из основных тем творчества поэта, раскрываемая в образах-сим- волах пути, дороги, дали, ветра, вечного движения, вечного стремления к будущему.
Цикл «Вольные мысли» вводит на страницы книги многообразные картины жизни простых людей, лишенной какой-либо мифологизации. Мир исторический и мир «Я» становятся для Блока неразделимыми, как судьба России и судьба поэта.
В том же 1907 году отдельной книжкой вышел цикл стихов поэта «Снежная маска», которые затем вошли в сборник «Земля в снегу» (1908 год). В предисловии к сборнику поэт так объяснял логику развития своего отношения к миру: «Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя утренняя заря…
«Нечаянная радость» — первые жгучие и горестные восторги — первые страницы книги бытия…
И вот «Земля в снегу». Плод горестных восторгов, чаша горького вина. Основная тема стихов последней книги — слияние поэта с творческой жизненной стихией:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без края мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Но устремления поэта остаются абстрактными: как и в юношеских стихах — ожидание чуда, прозрений, надежда на обновление. Блок переживает настроения трагических разуверений, противоречий, «горестных восторгов и ненужной тоски». Но «в конце пути», как писал поэт, для него «расстилается одна вечная и бескрайняя равнина — изначальная родина, может быть, сама Россия… И снега, застилающие землю, — перед весной. Пока снег слепит очи и холод, сковывая душу, заграждает пути, издали доносится одинокая песня Коробейника: победно-грустный, призывный напев, разносимый вьюгой: «Ой, полна, полна коробушка…»
Блок остро ощущает «углубленное и отдельное» чувство связи с Родиной.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав, —
писал поэт с проникновенной любовью о «нищей и родной Руси» в стихотворении «Осенняя воля». Но образ Руси у Блока еще мифологизирован. Русь — это таинственная страна с ее дебрями, ворожбой, колдунами и демонами:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…
Лирический герой стихов третьей книги — человек трагической судьбы. Блуждая по лабиринтам «страшного
мира», он не знает пока путей к счастью. В лирике Блока появляется и образ человека, спасающегося от ужаса, окружающего его, в винном или любовном угаре. Любовь, противопоставленная широкому миру жизни, не спасает героя, бегство его в жизнь предопределено. Он оказывается «в новом кругу в огромном пространстве, на большой земле, которая в дальнейшей перспективе не может не открыться ему, вернее, стоящему за ним лирическому сознанию, в своем конкретном содержании — как родина». Цикл «Родина» — вершина третьего тома лирики Блока. Тема борьбы за будущую Россию остро зазвучала в стихах «На поле Куликовом». Обращаясь к истории русского народа, Блок вкладывал в события прошлого глубоко современный смысл. Куликовская битва представлялась ему символическим событием русской истории, которому «суждено возвращение».
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Лирический герой этого цикла — безымянный русский воин Дмитрия Донского. Он патриот, борец за свободу родной страны. Герой, понимая, что битва тяжела, что он «не первый воин, не последний», готов сложить голову «за святое дело».
Стихотворения цикла строились на романтическом противопоставлении двух миров, двух стран. В стихах страстно звучит надежда на будущее — высокое, победное и светлое:
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
И вечный бой! Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль…
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Чувство личного участия в истории обусловило особый характер лирического воплощения темы Родины в поэзии тех лет. Тема России постоянно, незримо, непосредственно или в подтексте присутствует во всех стихах поэта. Недаром на одном из поэтических вечеров, когда Блок читал свои стихи и публика требовала прочесть о России, поэт сказал, что «это все — о России».
Образ Родины — матери, тоскующей жены, невесты— наделен поэтом человеческими, «портретными» штрихами («шепотливые тихие речи, запылавшие щеки твои…»). В истории родины Блок усматривает проявление героической воли к будущему. Для Блока Россия — воительница, готовящаяся к битвам, очищению от скверны «страшного мира», «Россия— буря».