Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> Россия в творчестве А.А. Блока 3

Сочинение на тему «Россия в творчестве А.А. Блока 3»

Начиная с 1907—1908 годов, тема России, ее исторического пути, ее настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве А. А. Блока. В 1907—1916 годах поэт пишет цикл «Родина», пьесу «Песня судьбы», публицистические статьи «Солнце над Россией», «Дитя Гоголя», «Памяти Врубеля» и другие.
В произведениях Блока о России ощутима связь с изображением России А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым. Н. А. Некрасовым. Примечательно в этом смысле стихотворение «Россия».
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, ритмический рисунок приближает стихотворение к произведениями Пушкина, Лермонтова («Родина»).
В первых строчках стихотворения:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи…
содержится указание на строчки Гоголя из поэмы «Мертвые души»: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» Вообще для блоковских стихов о Родине важен мотив дороги: «Дорога долгая легка…» или «Идем по жнивью не спеша…»
Нищая Россия — образ тютчевский. Однако этот образ созвучен и некрасовскому.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Созвучно с Некрасовым и блоковское сравнение любви к жен- щине и любви к Родине («Невеста Россия», «О Русь моя! Жена моя!»). В стихотворении «Осенний день» появляются строчки:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Связи со стихотворением Некрасова и романом Толстого «Воскресение» прослеживаются и в стихотворении «На железной дороге». Убегающая среди некошеного рва железная дорога и железная тоска, разрывающая сердце поэта, соединяются воедино. Следуя за традицией, Блок создает в стихах свой неповторимый образ России. В цикле «Родина» поэт часто обращается к евангельским темам, сюжетам, пользуется цитатами из Евангелия:
Сын человеческий не знает,
Где преклонить ему главу…
или:
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.
Самое первое стихотворение цикла «Ты отошла, и я в пусты- как обычно у Блока, задающее основную идею цикла, содержит строки:
Ты — родная Галилея
Мне — невоскресшему Христу.
Так Блок определяет Россию как родину поэта-пророка. Блок возвращается к прошлому, к историческим корням России. Родина для него связана с таинственными преданиями старины, народными сказками и поверьями:
В пустой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь не стучась…
Обнимет рукой, оплетет косой
И статная скажет: «Здравствуй, князь».
Родина для поэта связана с образом жены, возлюбленной, суженой.
Блок видит и новую Россию, Россию зарождающегося капитализма.
Многоярусный корпус завода,
Города из рабочих лачуг…
Поэт видит нищету, ужас мировой войны («Петроградское небо мутилось дождем. На войну уходил эшелон»). В его стихах появляются мотивы бездомности, скитаний. Но вместе с тем поэт ощущает единство с Россией.
Особая роль в творчестве поэта принадлежит стихотворению «На поле Куликовом». В примечании к циклу Блок заметил, что
«Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение».
В 1380 году Русь заслонила Европу от нашествия татар. В XX веке возникает образ «желтой опасности», идея панмонголизма. По мнению Блока, Россия опять будет иметь защищающее значение для Европы.
При описании Родины у Блока часто появляются слова: «ветер», «метель», «буря»:
Дикий ветер
Стекла гнет,
Ставни с петель
Буйно рвет.
или:
Только дикий черный ветер.
Сотрясающий мой дом…
В России Блок постоянно ощущает нарастание народной стихии, стихии необузданной и неукротимой. Он видит азиатское начало России:
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы!
Это азиатское начало в столкновении с европейской культурой должно было породить революцию, которую Блок предчувствовал.
Россия для Блока всегда оставалась многогранна, загадочна, необъяснима. «Россия — сфинкс».