Настоящие писатели — совесть человечества.
Л. Фейербах
Первая треть XX века в России была описана многими советскими писателями. Но лишь несколько авторов решились написать действительную правду, не побоялись преследований со стороны власти.
Одним из таких писателей был Михаил Афанасьевич Булгаков — человек твердых убеждений и непоколебимой порядочности. Учителем своим автор «Мастера и Маргариты» называл Михаила Евграфовича Салтыкова Щедрина. Любимым же его писателем с детства был Николай Васильевич Гоголь. Булгаков писал о Гоголе: «Он придет в первых картинах представления, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий».
В этих словах не только судьба Николая Васильевича Гоголя, но и пророческое предсказание жизни самого Булгакова. Как и Гоголь, писатель ставил человека перед лицом вечности, задавался вопросом о нравственной цели бытия. Извечная борьба добра и зла — постоянная тема произведений писателя. Разочарование в человеческом мире он надеялся победить любовью, добром, справедливостью, честью и творчеством. Любовь и семейный уют с кремовыми шторами, зеленой лампой над столом, цветами, музыкой и обязательными в этой обстановке книгами царят во всех произведениях писателя, начиная с «Белой гвардии» и кончая «Мастером и Маргаритой».
Идея служения добру пронизывает еще «Записки юного врача», его первое произведение, связанное с профессиональными интересами в молодости. Однако здесь уже проступал свойственный Булгакову беспощадный взгляд на вещи, драматизм, граничащий с трагедийностью. К «Запискам юного врача» примыкает рассказ «Морфий» о судьбе врача, не выдержавшего однообразия провинциальной жизни. В рассказе явственно звучат автобиографические ноты: «Велика штука, подумаешь, уездный город? Но если кто нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом, полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник голубой конверт, ежели кто нибудь ездил на роды за восемнадцать верст в санях, запряженных гуськом, тот, надо полагать, поймет меня».
Но как ни близка была Булгакову врачебная практика, социальные катаклизмы тех лет, трагедийные месяцы Киева стали более мощным эмоциональным и сюжетным источником художественных исканий молодого писателя. Известно, что, проехав через всю революционную Россию и попав в тысяча девятьсот восемнадцатом году в родной Киев, писатель пережил многие повороты судьбы и опаснейшие приключения, был мобилизован одной из банд, бежал, спасся чудом. Его впечатления о том периоде жизни отразились в рассказах «Я убил» и «Налет». Но понадобилось несколько лет, чтобы утихла боль воспоминаний и из доставшегося жизненного опыта родился знаменитый роман «Белая гвардия».
«Белая гвардия» — одно из первых произведений в нашей литературе, запечатлевшее глубокую драму представителей русской потомственной интеллигенции, не принявших революции. Оказавшись в белом стане, Алексей Турбин и Мышлаевский переживают духовную трагедию, крах своих жизненных представлений.
В 1925 году первые главы романа «Белая гвардия» вышли в свет, и через некоторое время Московский художественный театр поставил написанную Булгаковым на материале романа «Белая гвардия» пьесу «Дни Турбиных», принесшую и театру, и ее автору как славу, так и множество неприятностей: спектакль то запрещалин, то вновь разрешали.
С этого времени жизнь писателя тесно связана с театром. Им написаны несколько пьес, но ни одна из них не была разрешена к постановке.
Приблизительно в этот же период жизни Булгакова появились повести «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». В этих повестях ярко проявляется сатирический дар писателя.
Обращает на себя внимание повесть «Роковые яйца». Всего год полтора отделяют «Дьяволиаду» от этой повести, но какой путь проделала мысль писателя сатирика, насколько емкая, прозрачная проза стала выходить из под его пера!
Главный герой повести — профессор Владимир Ипатьевич Персиков, изобретатель красного «луча жизни». Именно с помощью этого луча выводятся на свет чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Красный луч — это символ социалистической революции в России, совершенной под лозунгом построения лучшего будущего, но принесшей террор и диктатуру. Гибель Персикова во время стихийного бунта толпы, возбужденной угрозой нашествия на Москву непобедимых гигантских гадов, олицетворяет ту опасность, которую таил начатый большевиками эксперимент по распространению «красного луча» на первых порах в России, а потом и во всем мире.
Повесть полна трагической символики крови, огня и смерти.
Говоря о «Собачьем сердце», можно сказать, что это произведение — шедевр булгаковской сатиры. Здесь важен образ профессора Преображенского. Достаточно вдуматься в случайно брошенные слова «подходящая смерть», ведь здесь мы видим отношение профессора к жизни и человеку. Но самодовольство профессора, вздумавшего улучшить саму природу и создать по заказу нового человека, было наказано быстро и жестоко.
Булгаков предвидел, что шариковы легко могут сжить со свету не только преображенских, но и швондеров. Сила Полиграфа Полиграфыча — в отсутствии совести и культуры. Профессор Преображенский грустно пророчествует, что в будущем найдется кто то, кто натравит Шарикова на Швондера, как сегодня председатель домкома натравливает его на Филиппа Филипповича. Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30 х годов, когда одни швондеры карали других, менее удачливых.
В этом же произведении автор приводит своего героя к знаменательному выводу: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками».
Юмористический сарказм Булгакова настолько меток, беспощаден и вместе с тем обладает такой силой философского обобщения, что понятны злоба тогдашних чиновников и бесконечные нападки критики на его прозу и пьесы.
К концу 20 х годов Булгакова лишили дороги к читателю.
Вынужденная творческая немота угнетала писателя. Но он, тем не менее, продолжал трудиться над своим романом «Мастер и Маргарита». Работа над ним началась едва ли не в конце 20 х годов и продолжалась до самой смерти писателя. Это произведение является вершиной его творчества.
Развитие событий в «Мастере и Маргарите» начинается «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах».
Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприязненного характера и резко обнажить алогичное, безнравственное в самой жизни.
Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле раздевает некоторых граждан из зала. При этом дьявольские мишени избирательны.
Но не дьявол страшен Булгакову. Дьявол, пожалуй, для Булгакова не существовал, как не существовал и богочеловек.
В его романе живет иная вера, вера в непреложные нравственные законы. Я думаю, что для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, тем самым страшным судом, параллель которому можно найти в бесславной гибели Берлиоза.
В целом все творчество Булгакова наталкивает на мысль о том, что автор, высмеивая быт и нравы своего времени, стремился не дать самодовольству и пошлости проникнуть в наши души.
В жизни у него было два пути: смириться с временем, писать безобидные фельетоны и жить «как все» или же ценой страданий и лишений писать правду. Он выбрал второй путь, путь служения своим идеалам и принципам. В судьбе его нет случайностей. Знакомясь с историей его жизни и творчества, понимаешь, что человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу. А судьба Михаила Булгакова — его книги.