«Русь моя, жизнь моя…» — это суть поэзии Блока, проходящая лейтмотивом через все его творчество. Она затрагивает как интимную, так и гражданскую лирику.
Тема России в лирике Блока возникает в те же годы, что и тема страшного мира, и как полная противоположность ей. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — говорил А. Блок К. С. Станиславскому. В таких стихотворениях, как «Русь», «Россия», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», и других Блок выражает всю свою преданность Родине и любовь к ней. Возникает новый образ страны, живущей своей особой, насыщенной и неспокойной жизнью:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь,
Дремлю — и за дремотой тайна
И в тайне ты почиешь, Русь.
Это из стихотворения «Русь». А вот из другого стихотворения:
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим…
Что же молчишь ты, сонное марево?
Вольным играешь духом моим?
В этих стихотворениях Блок продолжает традицию Некрасова. У Блока также Россия отождествляется с народом, с его бедами и радостями, достоинствами и недостатками. Все стихи Александра Блока о России переполнены большой любовью и болью за ее судьбу, за ее будущее и настоящее:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Но Блок не ограничивается только использованием традиций, он идет дальше. Поэт ищет что-то новое и создает образ новой России. России волнующей, готовой всколыхнуться мятежом и гореть огнем.
Причиной желания автора создать новый образ России является смена исторической эпохи. Происходит перемена во всей стране, на смену старым порядкам приходят новые: одна человеческая порода вытесняется другой, один социальный порядок заменяется другим.
Причину всех этих изменений Блок видел в том, что «стихии, бушевавшие под землей, хлынули наружу». На конец девятнадцатого и начало двадцатого века как раз приходится кризис монархии, наибольшее брожение масс, постоянные митинги, демонстрации, поражение февральской революции — все это не может оставить Блока равнодушным, в душе поэта постоянно происходит борьба.
Такое положение вещей стало для Блока тем пунктом, в котором сходились линии лирики интимной и лирики гражданской. В эти годы Блок пишет о любви и ее неминуемом драматическом исходе. Прекрасная Дама поэта оказывается вытеснена Незнакомкой — неотразимо-притягательной падшей женщиной, опустошающей душу героя. Он пишет о России и ее неблагополучии. Белый Цвет — цвет чистоты заменяется все больше и больше красным — цветом крови и пламени. Поэт казнит себя за слишком светлую веру в любовь и жизнь, которая сопровождала его выход на поэтическую арену. Поэтому впоследствии Блок поставил «Двенадцать» в один ряд не только со «Снежной маской», но и с другим любовным Циклом — «Кармен».
Блок понимает, что рушатся все вековые устои, что он является свидетелем большой исторической драмы. Поэт во всем чувствует приближение катастрофы. По его мнению, катастрофа заключается в накале отношений между интеллигенцией и народом.
Проблема интеллигенции и народа явилась для Блока одной из главных. Она с наибольшей наглядностью раскрывает личность поэта, его духовный мир со всеми противоречиями.
Блок пытается понять и передать то, что он чувствует. Он начинает искать различные «всеобъемлющие» образы, способные охватить и выразить все то неблагополучие, в котором находится страна. Блок по-своему переосмысливает Гоголя и Некрасова. Из Гоголя поэт заимствует образ тройки как олицетворение народной силы, а из Некрасова образ Коробейника как воплощение народного знания. В пьесе «Песня судьбы» именно Коробейник «выводит» героя на верный путь. Блок стремится найти верный путь для России, по которому может пойти страна. Он отмечает стремительность процесса всеобщего обновления, в который вступает Россия, неудержимость полета в будущее, которое, однако, не является спокойным и бесспорным.
Как отражение этих чувств, появляется цикл «На поле Куликовом» — лучшее, что дала о России поэзия Блока рубежа двух веков.
В этом цикле Блок продемонстрировал новое и необычное восприятие родины. Из глухих лет реакции он увидел зарево пожара:
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Блок, ощущающий себя частью России, ее сыном, ее мужем, не может заглушить тревогу, гложущую его душу и ум. «Не может сердце жить покоем», — сказал он здесь уже о себе.
Преодолевая мотивы тоски и безысходности, Блок выходит на широкую дорогу гражданского искусства. Герой Блока за это время претерпевает существенные изменения. Он дополняется новыми чертами, приобретает другой облик. Пройдя через круг самоотречений, снедающих душу противоречий, по-своему раскрывающих сущность мира, поэт приходит к мысли о простоте, естественности. Это дает поэту возможность к возрождению. Стихотворение «Май жестокий с белыми ночами!..», занимающее центральное место в сборнике «Ночные часы», состоит из двух частей. На первый взгляд, эти две части взаимоисключают друг друга, но на самом деле дополняют. Первая часть стихотворения имеет характер полной безысходности:
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Тогда как вторая часть рисует картину начала новой жизни:
Хорошо в лугу широким кругом
В хороводе пламенном пройти,
Пить вино, смеяться с милым другом
И венки узорные плести,
Раздарить цветы чужим подругам,
Страстью, грустью, счастьем изойти, —
Но достойней за тяжелым плугом,
В свежих росах поутру идти!
Этот светлый финал стихотворения не согласуется с общей идеей сборника, которая выражается в мотивах утраченного счастья, пролетевшего мимо и скрывшегося вдали. Но этот финал важен нам как выражение идеальной мечты поэта. Он дает возможность понять мысли и чувства Блока.
В поэтическом сознании Блока произошел поворот, он открывает новые возможности в своем творчестве. Блок заговорил гражданским языком, который опирался на традицию Некрасова. В стихотворении «Коршун», написанном в марте 1916 года, он изобразил зло, царящее в обществе, которое нависло над Россией в виде зловещей птицы — коршуна.
Каждое стихотворение Блока, каждая его поэма самостоятельны. Но постичь полностью смысл стихотворения можно, только прочитав весь цикл. Понять и проследить все поиски и терзания поэта, все положительные и отрицательные черты того времени, понять настроение народа и интеллигенции очень важно на сегодняшний день, потому что, если мы не осознаем ошибок прошлого, мы не сможем найти верный путь в настоящем.