Занятие сатирой — дело далеко не мирное и отнюдь не веселое, как могло бы казаться. И.Ильфу и Е.Петрову приходилось доказывать, право на сатиру, и не раз они слышали: «Над кем и над чем смеетесь? На что замахиваетесь?» У советской сатиры были свои противники. Так, старый журналист В.И.Блюм сказал: «советская сатира — поповская проповедь. За ней очень удобно спрятаться классовому врагу. Сатира нам не нужна. Она вредна рабоче-крестьянской государственности». В.Маяковский и М.Кольцов активно поддерживали молодых сатириков, отстаивая необходимость сатиры в советских условиях. На первом Всесоюзном съезде советских писателей М.Кольцов сказал: «Сатира нужна. На нее громадный спрос и в бытовой и в политической жизни».
И творчество двух великих советских сатириков Ильи Ильфа и Евгения Петрова — блестящее тому подтверждение. Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман «Двенадцать стульев», опубликованный в 1928 году в журнале «30 дней». Роман сразу же завоевал признание читателей. Достоинство романа заключалось, конечно, не в повествовательном плане: история поисков драгоценностей мадам Петуховой новизны в отношении сюжета не представляла. Главная ценность произведения — во множестве блестящих по выполнению сатирических характеристик, сцен и подробностей, материалом для которых послужили жизненные наблюдения. И обстановка, и отдельные его эпизоды — все этой сатирические отклики на действительные события и факты. Ильфом и Петровым был создан яркий, искрометный персонаж, образ которого не утратил актуальности до сих пор, — главный герой романа Остап Бендер, великий комбинатор, проходимец, отличный психолог, мастерски играющий на пороках человека и несовершенстве общества. Остап- личность, сочетающая в себе беззастенчивость и обаяние, наглость и тонкий юмор, цинизм и великодушие. Когда Ильф и Петров принимались за свой первый роман, она еще были мало известны.
За первый роман садились два начинающих автора. За второй — два прославленных мастера сатиры. Оба романа Ильфа и Петрова изобилуют фразами, которые стали крылатыми: «Командовать парадом буду я!»; «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»; «ключ от квартиры, где деньги лежат»; «Утром деньги — вечером стулья»; «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»; «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» и другие. Произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова беспощадны в своей критике, но не беспросветны, они и поражают общественные и людские пороки и в то же время остаются человечными. Писатели не только рисуют персонажей с «искаженным» моральным обликом, но и напоминают о том, каким может и должен быть человек.