1. Литература в качестве отражения действительности.
2. Символы эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце».
3. Столкновение новой и старой жизни в произведении.
4. Опасность, исходящая от шариковых.
Каждое литературное произведение является отражением реальной действительности. Но «зеркало», в котором отражается действительность, может быть весьма и весьма своеобразным. Например, очень интересным мне представляется произведение М. А. Булгакова «Собачье сердце». В нем автор заставляет задуматься о сложнейших вопросах бытия и использует для этого едкую сатиру.
Герои повести «Собачье сердце» могут восприниматься нами как символы эпохи двадцатых годов. Это был страшный период в истории России. Социальные катаклизмы привели к изменениям общечеловеческих ценностей, люди потеряли нравственную опору. Символом прошлой жизни, стабильной и предсказуемой, становится профессор Ф. Ф. Преображенский. Это настоящий интеллигент, таких людей практически не осталось. Ученый выглядит уверенным в себе, но и он понимает, что его положение непрочно. Пройдет совсем немного времени, и все для него изменится. Профессор — это умный, образованный и серьезный человек. Он не скрывает своего мнения относительна того, что творится вокруг.
Подчас слушать профессора смешно. Однако смех этот сквозь слезы, на самом деле становится страшно, когда на глазах рушится все, на чем строился привычный быт людей.
«Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция — не нужно топить… почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?.. Почему убрали ковер с парадной лестницы?.. Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»
Комфорт и безопасность быта уже не воспринимаются людьми как ценность. А почему? Потому что к власти пришли Шариковы, они стали символом новой эпохи. Шариковым не нужен ковер в парадной, они не беспокоятся о паровом отоплении, ходят в грязной обуви по мраморным полам. Но и это еще не самое страшное. Вместе с пренебрежением к бытовым удобствам для них не существует важнейших общечеловеческих ценностей — доброты, сострадания. Все это подменяется лозунгами, циничными и бестолковыми рассуждениями. Шариковы стремятся построить новую жизнь, при этом уничтожается все, на чем держалось общество. И старым российским интеллигентам приходится только рассуждать: «Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?., разруха не в клозетах, а в головах».
Да, «разруха» в головах не дает покоя тем, кто в новых условиях чувствует себя на редкость комфортно. В самом начале повести мы слышим рассуждения бездомного пса: «Дворники из всех пролетариев — наигнуснейшая мразь! Человеческие очистки, низшая категория». Это на самом деле было так. Писатель ничего не приукрашивает, когда рисует мрачные картины. Мы видим нищету, убогость, запустение и несчастных людей. Вот девушка-машинистка, которая зарабатывает жалкие гроши. Жизнь этой девушки радужной не назовешь. Новая эпоха к ней безжалостна. А кто же чувствует себя в новой действительности как рыба в воде? Те, чьи нравственные устои представляются весьма сомнительными: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует». Человек, который терпел лишения долгое время, стремится компенсировать себе все, чего он так долго был лишен. На первый взгляд, все вполне понятно и оправданно. Но беда в том, что таких людей стало слишком много. И поэтому везде процветает воровство, каждый думает только о себе, о своих интересах. В стране полнейшая деградация. Новый Чип человека — это отвратительное существо Шариков.
Бездомный пес, которому сделали операцию, олицетворяет люмпен-пролетария. Он вызывает отвращение. Но, как это ни странно, что это гнусный человек оказывается принят в новом обществе. Все требования соблюдены. Теперь не в моде духовность, образованность, благородство, и у Шарикова нет даже намека на эти качества. Налицо тупость, агрессивность, звериная жестокость. Самое время назначить такого человека (или недочеловека) на руководящую должность. Так и происходит. Удивительно, сколь точно и правдиво нарисовал Булгаков «хозяина жизни» — типичного пролетария. Именно он стал ключевой фигурой в обществе. Странно, но Шариковы безжалостны даже к себе подобным. В повести бывший пес уничтожает бродячих животных, то есть таких же несчастных, обездоленных существ, к которым совсем недавно относился и он сам. В реальности все происходило точно так же. Новые хозяева жизни не жалели тех, кто похож на них самих. Что это — борьба за место под солнцем или естественный отбор? И то, и другое может быть верным, ведь но-вые’хозяева жизни — скорее животные, чем люди. Для шариковых нет ничего святого. Об этом свидетельствует донос на профессора Преображенского. Злое, завистливое существо, пролетарий, ненавидит всех вокруг. Сатира позволила Булгакову нарисовать карикатурную картину, которая выглядит очень узнаваемой. Новый человек не останавливается ни перед чем, ведь у него «собачье сердце». Фантастическая операция, которая и привела к созданию омерзительного Шарикова, на самом деле явилась метафорой настоящего эксперимента, которым была социальная революция. Шариков — это не человек и не собака, а какое-то совершенно непонятное существо, лишенное каких бы то ни было положительных черт. Общество, в котором устанавливает законы Шариков, обречено на абсолютную деградацию. Агрессивные существа практически неуязвимы, потому что у них нет слабых сторон, нравственных ограничений. Они ничего не боятся. Чудовищно, но остановить Шарикова в повести могла только обратная операция. А в жизни такого произойти не могло. Социальные преобразования не имеют обратного хода. Становится грустно от этого и страшно от осознания того, насколько прав был Булгаков, предупреждающий о страшной опасности, исходящей от шариковых.