Сатира, юмор, ирония, сарказм — разные степени и формы проявления комического. Комизм возникает, когда внутренняя пустота и никчемность прикрываются внешней значительностью, когда притязания не соответствуют внутренним возможностям человека.
Сатира — это вид комического, для которого характерна рез-* ко выраженная негативная оценка пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта. Смех в сатире всегда отрицающий. Провожая «в царство теней все отжившее», по выражению М. Е. Салтыкова-Щедрина, сатира тем самым защищает все положительное, подлинно ркивое. Создавая образ — объект сатиры, писатель нарушает пропорции, доводит до нелепости обличаемое явление, вызывая его негативное восприятие.
Сатира обычно связана с явлениями общественной жизни. В ней разоблачаются не отдельные черты характера человека, а существенные социальные черты или пороки общества в целом.
Смех в сатире служит не для развлечения, но «углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы человека»1. Смех в сатире всегда социально окрашен.
Сатира помогает осознавать несоответствие того или иного явления идеалу, подрывая и разрушая это явление.
В русской литературеСатира связана с именами Д. М. Фонвизина, А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова-Щедрина; в XX в. — с поэзией В. Маяковского, романами И. Ильфа и Е. Петрова, рассказами и повестями М. Зощенко и М. Булгакова.
Юмор представляет собой насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей. В отличие от сатиры юмор — смех не уничтожающий, а безобидный, соединенный с жалостью. Юмор открывает «сквозь видимый миру смех… незримые ему слезы» (Н. В. Гоголь). Юмор может быть добродушным, дружеским, тонким или грубым, жестоким («черным»). В юморе под маской смешного скрывается серьезное. Юмор направлен против отдельных, не существенных для всего общества недостатков жизни или человека. Юмористический смех всегда снисходительный, сочувственный в отличие от уничтожающего, разоблачающего сатирического смеха.
Если человек претендует на значительность, которой у него нет, если он обманывается о своей роли в обществе, то это не может не вызывать юмористического отношения к нему. В повести Л. Леонова «Записи Ковякина» герой, описывая свои заслуги перед городом, с пафосом сообщает: «Мне, конечно, неловко говорить об этом самому. Это дело настоящему историку в — руки. Кроме того, и трудно перечислить все мои дела, потребовался бы толстый том». Что же это за дела? «Я добился, чтобы усопших клали не как придется, а в строгом порядке… На каждый участок идут покоиники по одной только специальности. Купцы к купцам, военные к военным…»
Однако претензии эти вредят не столько окружающим, сколько самому человеку. Поэтому такие люди вызывают к себе насмешливое отношение, соединенное не с негодованием, а с жалостью.
В русской литературе замечательными юмористами были
Н. В. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики»), А. П. Чехов, В. Шукшин.
Если юмор вскрывает мнимость претензий, то ирония приписывает то, чего нет у объекта. Ирония — это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный отрицательный смысл. Например,
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?» —
Лисица, встретиться с Ослом, его спросила.
(И. А. Крылов)
Здесь предполагается ум у того, у кого его всегда отрицают. Ирония основана на чувстве превосходства говорящего над тем,
О чем или о ком он говорит.
Когда ироническая усмешка становится едкой издевкой, ее называют сарказмом. Сарказм диктуется негодованием, возмущением какими-то явлениями, с которыми нельзя примириться. На сарказме основаны поэма «Монах» А. С. Пушкина, «Первое января» М. Ю. Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова.
Если злая насмешка носит политический характер и развернута в целое произведение, то это памфлет.
Таким образом, комическое может выступать в диапазоне от безобидного юмора, иронической насмешки и едкого сарказма до разящей, бичующей сатиры.