«Мастер и Маргарита» сложное и многоплановое произведение. Прежде чем начать рассуждении по теме, хочу отметить, что критика неоднократно отмечала «избыточную субъективность» булгаковского взгляда на современную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа. Например, Константин Симонов писал: «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда конца двадцатых годов, с ее, как тогда говорили, «отрыжками нэпа».
Напомню, что Симонов одним из первых взялся «расчищать дорогу» для романа Булгакова «Мастер и Маргарита», когда его замалчивали.
Но ведь другой Москвы, другой такой среды, на фоне которой молено было бы «развернуться» с булгаковскими задачами, просто не существовало в природе. И я считаю, что как раз в этом выразилась гармоничность взгляда писателя на действительность.
Итак, сатирические образы в романе преобладают. По значимости вреда для общества на первое место можно с уверенностью поставить Берлиоза, председателя правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций и редактора толстого журнала. На Патриарших происходит разговор Берлиоза с поэтом Поныревым, также сатирическим типом. Берлиоз заказал поэту для очередного издания журнала большую антирелигиозную поэму. Поэт Бездомный (псевдоним Ивана) быстро написал ее, но она не удовлетворила Берлиоза, потому что «Иисуса очень черными красками» изобразил. И Берлиоз объяснил поэту, как надо переделать поэму. Главной мыслью, по убеждению Берлиоза, должна стать мысль о том, что Христа вообще не было.
Перед нами предстают: с одной стороны —¦ чиновник от литературы, наносящий обществу моральный и нравственный вред, превращающий искусство в заказное и тем калечащий вкус читателя, с другой — литератор, поставленный в такие условия, что вместо духовных поисков занимается подтасовкой, искажениями в литературной работе ради корыстных целей. Общество в равной степени страдает от обоих. В ассоциации творились «темные» дела: материальные блага распределялись не по таланту, а по знакомству.
Досталось от автора и дельцу театральной жизни Римскому. Этот сатирический герой больше всего на свете боялся ответственности, но появление Волаида заставило и его испить свою горькую чашу. Воланд такое натворил в Варьете, что перепутал все их финансовые дела.
Явная сатира ощущается в описании дома Грибоедова, где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ. Автор намекает, что в доме великого гражданина России в настоящее время процветают недостойные люди и хозяином стал вышеупомянутый Берлиоз. Эти люди даже Дом называют просто «Грибоедов», ибо они не знают никаких нравственных рамок, за которые и простому человеку выходить стыдно, а писателю подавно. Двери были увешаны табличками вроде «Рыбно-дачная секция». Булгаков изображает и поведение писателей: «Ты где сегодня ужинаешь, Амвросий?— Что за вопрос, конечно здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки и натюрель. Виртуозная штучка!» Это говорит поэт. Ясно, что, кроме изысканной гшщи, в литературном доме его ничто не интересует.
Писатель критикует творческих работников, ничего не дающих обществу, а только тянущих из него блага, изображает их циниками. И все это происходит в доме Грибоедова, автора знаменитой пьесы ‘Торе от ума», где он высмеивает паразитизм и безнравственность общества.
Булгаков-сатирик критикует интеллигенцию, которая трудится в разных сферах. Он выводит на чистую воду профессора, «подзабывшего» клятву Гиппократа, и специалиста «по разоблачению ценностей». Не забыты и мелкие мошенники, такие, как буфетчик с «рыбкой второй свежести» и золотыми десятками в тайниках.
То, что Мастер в романе Булгакова не смог одержать победу, говорит о серьезном заболевании общества. Победить такое количество негативных явлений нескольким людям не под силу.