Сатира занимает особое место в творчестве Маяковского. Первые сатирические произведения были напечатаны еще до революции на страницах журнала «Новый Сатирикон». Это были „ пародийные «гимны» — «Гимн здоровью», «Гимн судье», «Гимн
Ученому», «Гимн критику» и др.
После революции и в годы гражданской войны Маяковский
Работал в «Окнах РОСТА», где создал жанр подписи — едкой, хлесткой, язвительной ~ под шаржами и сатирическими картинками. Позже Маяковский пишет целый цикл сатирических стихотворений: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада».
В них он изображает разные типы советских мещан, приспособленцев, бюрократов, подлиз. Социальный порок концентрируется в одном герое, образ которого, как правило, гипертрофирован, гротесковый. В «Маяковской галерее» сатирические портреты создаются по принципу «социальной маски». Это и портреты политических деятелей капиталистического мира («Муссолини», «Керзон», «Вандервельд$»), и образы, воплощающие типичные пороки советского общества («Халтурщик», «Столп», «Подлила», «Сплетник», «Ханжа» и др.).
Маяковский использует все средства сатиры — от иронической насмешки и язвительного сарказма до соединяющего реальное с фантастическим гротеска. В стихотворении «О дряни» поэт издевается над запросами новых советских мещан, которые не простираются дальше желания иметь «тихоокеанские галифища» и «фигурять» в платье «с серпами и молотами» «на балу в Реввоенсовете». Он раскрывает «нутро» советских обывателей, которые, восприняв антураж, поверхностные приметы принадлежности новому времени и социалистическому строю, в сущности остались обыкновенными буржуазными мещанами и приспособленцами.
Новый, рожденный советской властью порок показан в стихог творении «Прозаседавшиеся». Заседания по всякому поводу («Насчет покупки склянки чернил»), придающие значимость вчерашнему рабу, а сегодня чиновнику, высмеиваются зло и едко, а сами «заседатели» предстают в гротескном виде:
И вижу,
Сидят людей половины,
О, дьявольщина!
Где же половина другая?
Ситуация доведена до абсурда, чтобы показать нелепость самого явления. Наиболее ярко сатирический талант Маяковского выразился в пьесах «Клоп» и «Баня». В комедии «Клоп» поэт воспроизвел сатирически многие приметы периода нэпа. Бывший рабочий, а ныне перерожденец Петя Присыпкин заменил свое «неблагозвучное» имя по западному образцу, став Пьером Скрипки — ным. Маяковский высмеивает мещанские, пошлые по сути претензии героя. Вершиной его мечтаний становится женитьба на дочке нэпманши Эльзевире Ренессанс, чтобы «у тихой речки отдохнуть». Этот «новый» герой — «не мелкота какая-то», по его собственным словам, он большим интересуется: «Мне зеркальный шкаф подавай!» В пьесе герой постоянно саморазоблачается. Его претензии быть героем нового времени терпят крах.
Второе действие пьесы, когда через 50 лет, т. е. в 1979 г., размораживают Присыпкина, — это метафора. Жители будущего держат Присыпкина в изолированной клетке как вредный экспонат зоосада. Он — «страшный человекообразный симулянт» — «обывателиус вульгарис», сродни «клопу обыкновенному». Такая условность позволила Маяковскому выразить оптимистическую уверенность в том, что в будущем такие «клопы» отомрут.
Пьеса «Баня» направлена против бюрократизма, давящего всякую живую мысль. Главначпупс (главный начальник по управлению согласованием) Победоносиков — тупое существо, возомнившее себя Наполеоном, способным распоряжаться судьбами других. Не видя возможности расправиться с бюрократизмом в то время, Маяковский прибегает к условно-фантастиче — скому перенесению в будущее. Фосфорическая женщина — посланница этого будущего — отказывается брать в него Победо — носикова и его «верного оруженосца» Оптимистенко.
Маяковский расширил возможности жанра комедии, соединив в ней черты трагедии, буффонады, фарса, драмы.