Вы находитесь: Главная страница> Салтыков-Щедрин Михаил> Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сочинение на тему «Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина»

План
Введение
«История одного города» — сатирическое произведение, показывающее проблему власти и народа.
Писатель критически относится к народу, осуждая его покорность.
Основная часть
Изображение племени головотяпов:
а) глупость головотяпов;
б) головотяпы не хотят нести никакой гражданской ответственности;
в) вор-новотор становится правителем глуповцев;
г) правителем глуповцев в итоге становится князь.
Заключение
Салтыков-Щедрин разоблачает сущность власти, враждебной народу.
«История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина- это необычное сатирическое произведение, пародирующее официальную историографию. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает проблему власти и народа, не идеализируя ни ту, ни другую сторону. Он критически относится к народу, осуждая его покорность и рабское терпение, но еще более критически относится к власти, обличая ее беззаконие и паразитизм.
Племя головотяпов изображается сатирически уже в начале произведения: головотяпы буквально оправдывают свое название. Их непроходимая глупость рисуется во множестве эпизодов: Волгу толокном замесили, теленка на баню тащили, в кошеле кашу варили и т.п. Высшей хитростью своею головотяпы считают то, что они в битве с кособрюхими «прибегли к колдовству». Они пустили на противника солнышко, став против них так, чтобы солнце светило кособрюхим в глаза, и замахали руками, будто управляя движением светила. Косо- брюхие «стали ловить солнышко мешками» и, не изловив, пришли с повинной. То есть глупость народа и его детская наивность не являются свойством только племени головотяпов, это характерно для народа вообще. Чтобы навести у себя порядок, головотяпы ищут себе правителя. Зачем? «Он нам мигом все предоставит… он и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит». Они сознательно хотят кабалы на свою голову, чтобы не нести никакой гражданской ответственности, ни о чем не думать самим. Князь называет их глу- повцами, но отказывается ими владеть: «Ищите такого князя, какого нет в свете глупее». Отказались многие. Вор-новотор убедил одного из князей взять глуповцев под свое правление. Чем убедил? Аргумент был непробиваемый: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно». Возможность проявить свой деспотизм убедила князя: он назначил им в правители вора-новотора, желая помыкать и им, и глуповца- ми. Вор-новотор тоже проявляет деспотизм, желая усмирять бунты, снискать милость князя и «собрать хабору», т.е. взятку, с бунтующих. Проворовался он так, что вызвал немилость князя. Но воровали все, кого ни назначал князь на этот пост. В результате он решил править самолично. «Исторические времена» начались в Глупове, когда князь прибыл в город и возопил: «Запорю!»
Таким образом Салтыков-Щедрин разоблачает сущность власти, враждебной народу, ее корысть и произвол.