Жизнь московского общества 1930-х годов представляет собой довольно грустную картину. Большинство жителей Москвы живет в постоянном страхе, что их могут забрать в НКВД, и в любой подходящий момент сами стараются позвонить «куда следует», чтобы это случилось с кем-нибудь другим. Эти люди не верят в Бога, для которого нет места в их сердцах, потому что каждый занят тем, что старается ухватить побольше «халявы», дать или взять взятку, присвоить то, что принадлежит другому…
В своем романе Булгаков сатирически, но очень правдиво показал московское общество, которое настолько погрязло в пороках, что сам сатана спустился в Москву, чтобы наказать его. Первым, на кого упала его кара, был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, директор МАССОЛИТа. Этот Берлиоз настолько труслив, что готов, не задумываясь ни на минуту, из каких-то личных побуждений, пойти звонить «куда следует», чтобы «сдать» совершенно незнакомого человека. Именно за эту свою трусость он лишается головы и попадает в ад.
Иван Николаевич Бездомный, также член МАССОЛИТа, был наказан за свои произведения, в которых под влиянием большевиков хотел показать, что Иисуса Христа не существует. Но наказание Бездомного было не таким жестоким, как у Берлиоза, вскоре он одумался и решил покончить со своей писательской деятельностью.
Сам МАССОЛИТ, три тысячи членов которого получали огромные льготы за свои никому ненужные произведения, получил свое — его здание было спалено дотла Фаготом и Бегемотом.
Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, был очень жадным и наживался на том, что сдавал комнаты в доме № 302-бис за огромные деньги. Именно жадность довела его до психушки, куда он попал при непосредственном участии Воланда.
Несколько сотен посетителей варьете за свою жадность и стремление к дармовщине очутились на улице в нижнем белье да еще с этикетками от бутылок вместо денег.
Покидая Москву, Воланд обрушил на город сильнейший ливень, который как бы довершил все его злодеяния.
Булгаков хотел показать в своем романе все недостатки и пороки московского общества 1930-х годов, и ему это очень хорошо удалось. Автор считает, что это общество может изменить только злая сила. Именно через существование злой силы в лице сатаны он хочет доказать существование Бога.