Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только через четверть века после его смерти.
Его последний роман «Мастер и Маргарита» прославил его на весь мир. Роман сразу стал центром больших споров и дискуссий.
Основная линия романа — борьба зла и добра. Воланд со своей свитой приехал в Москву, чтобы покарать жителей этого города, которые, по его мнению, приносят непоправимый вред своему обществу и недостойны жить в этом городе.
Сатирические образы преобладают в романе Булгакова. Внезапная встреча с нечистой силой моментально проявляет сущность всех этих берлиозов, лиходеевых, латунских, алоизиев магарычей, ника- норов Ивановичей и прочих. Жертвы Воланда строго избирательны, они как бы подставляются Воланду самим автором. А воля автора — обличать пороки общества.
Воланд в первую очередь решил заняться домом Грибоедова, где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ. Он уверен, что там нет достойных людей, а только те, которые наживаются за счет своих бездарных произведений, они только и могут проводить бессмысленные совещания и коротать свободное время в ресторане. Этих людей, всем понятно, кроме изысканной пищи, ничего не интересует.
Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых зрителей. Мы видим разоблачение и наказание тех людей, которые приносят моральный и нравственный вред нашему обществу.
Досталось и Римскому, финдиректору варьете, который больше всего на свете боялся ответственности, также досталось и Степе Лиходееву, который вел распутный образ жизни.
Не забыл Булгаков про всю московскую интеллигенцию, которая трудится в разных сферах, но ничего не дает обществу, а только тянет из него блага. Воланд выводит на чистую воду профессора, который подзабыл клятву Гиппократа, а также не забыты и мелкие мошенники, такие как буфетчик с рыбой второй свежести и золотыми десятками в тайнике.
Воланд со своей свитой является в Москву для того, чтобы наказать людей за предательство, трусость, прелюбодеяние, И никому не удалось остаться безнаказанным. Воланд материализует в своем лице своеобразный суд Вечности, осуществляет основной мотив возмездия.
В романе «Мастер и Маргарита» воплотился глубокий духовный путь, проделанный его автором в течение двух с лишним тяжелейших в истории его страны десятилетий.