Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Сатирическое изображение московского общества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему «Сатирическое изображение московского общества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Одной из важных тем в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», на мой взгляд, является выявление злого начала в людях. Именно с такой миссией спускается в Москву в тридцатые годы дьявол по имени Воланд. Самые разные наказания ждут людей, попавшихся на пути сатаны. Но по ходу чтения романа можно убедиться, что не все становятся жертвами Воланда. От его руки не страдают ни в чем не повинные люди, а лишь те, кто имеет грехи за душой, подвергаются различным испытаниям. Наказание сатаны, как и грехи людей, разнообразны. Порой они кажутся нам чересчур жестокими, а иногда даже смешными.
К числу пострадавших от проделок Воланда можно отнести группу работников театра варьете: Степу Лиходее- ва, директора варьете, который обладает такими пороками, как пьянство, ложь, развратный образ жизни; фин- директора варьете и Варенуху, администратора, которые страдают всеми теми же пороками. Но эти герои отделались лишь сценами ужаса, которые им устраивала свита сатаны. К их числу можно отнести и Никанора Ивановича Босого, председателя жилищного товарищества, который незаконно хранит валюту в вентиляционной трубе. Не исключение и буфетчик, который не только продает осетрину не первой свежести, а также является вором и мошенником, но и в конечном счете обкрадывает себя. Это и дядя Берлиоза, который равнодушен к смерти племянника, но не равнодушен к оставшемуся наследству, квартире. Все эти люди, обладающие не столь страшными грехами, страдают от безобразных, порой сатирических проделок свиты. Среди прочих грехов Воланд разоблачает в людях любовь к деньгам, страсть к накопительству. В конечном счете все эти люди оказываются выставленными на всеобщее посмешище. Так, большому театральному начальнику Семплеярову достается в наказание грандиозный семейный скандал, а люди, набравшие на представлении в театре кучу вещей, вдруг оказываются на улице полуголыми.
Грехи этих людей не так уж и велики, поэтому Воланд предоставляет им шанс исправиться, начать новую, честную жизнь.
Да, наказания вышеперечисленных героев не стоили им значительных материальных и моральных потерь, а были просто поучительными. Более печальная участь досталась, например, Берлиозу, главе МАССОЛИТа. Несмотря на то что он был образованным и начитанным человеком, его беда в том, что он отрицал существование Иисуса Христа, а значит, и дьявола. Но еще хуже то, что он учил этим истинам молодых людей вроде Бездомного. Этого греха Воланд не может отпустить Берлиозу, поэтому сразу после встречи с сатаной ему трамваем отрезает голову, а во время похорон голова покойного исчезает из гроба. Безжалостно наказывает Воланд литератора! На Великом балу голова обнаруживается в руках сатаны, который обращается к ней с весьма жестокими словами: «Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие». К Иванушке Бездомному, который также отрицал существование Бога, Воланд относится более снисходительно и доброжелательно. Его беда в том, что он молод и легко поддается влияниям более представительных людей. Страдания, которые выпадают на его долю, — это страдания очищения от грехов. В психиатрической больнице он вылечивается от невежества и в нем просыпается интерес к знаниям, желание творить, но делать это правдиво и от всего сердца.
Мы видим, что люди, совершившие различные тяжелые преступления, не остаются безнаказанными. Наказания эти жестоки и безжалостны. На балу у сатаны все грешники вываливаются из камина, а это значит, что место таких людей в аду.
Чем тяжелее грех, тем мучительнее его искупление для человека. Так, за смерть Иешуа Понтий Пилат обречен на вечные муки. Бывший бесстрашный воин Понтий Пилат, выслужившись, занял высокую государственную должность. Перед ним стала задача — казнить или помиловать Иешуа. Хотя тот и поразил его своим умом и удивительной силой слова, Понтий Пилат приказывает его казнить. В душе деятеля идет борьба между политиком и человеком. В конце концов Понтий Пилат не решается рисковать своей карьерой и поэтому отправляет на смерть неповинного человека. Грех его велик, и искупление ему досталось не из легких — муки в течение 12 тысяч лун.
Так, на самых различных примерах Булгаков показал, что проступки людей никогда не остаются безнаказанными.