Журналист Борис Вишневский писал: «Юрий Визбор. Он притягивал к себе людей, как костер в ночи манит запоздалого путника. Среди той, великой, «звездной» бардовской плеяды шестидесятых он был узнаваем с первого аккорда, с первой строчки… Наверное, Окуджава был мудрее, Галич — глубже, Высоцкий — яростнее. Но именно в песнях Визбора, как в фокусе «все сошлось, все отразилось и выразилось»».
Творчество Юрия Иосифовича Визбора, одного из самых ярких представителей авторской песни, многогранно. Он известен и как поэт, композитор, и как журналист, и как сценарист. Песни «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики» стали первыми, с которым Визбор выступил как поэт и композитор. В начале 1960-х годов появляется одна из самых его известных песен — «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят…»).
Говорят, что талантливый человек не ограничивается одной какой-либо сферой деятельности. Это относится и к Юрию Иосифовичу. Визбор выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность» в 1962 году, а, начиная с 1964 года, совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». Он много ездит по стране. Накопленные впечатления от поездок выливаются в жанр песни-репортажа, дают пищу для творчества.
Кроме того, Юрий Визбор сотрудничал в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения, где при его участии были созданы 40 фильмов, а по его сценариям было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Год дракона», «Прыжок». Как актер, он снялся в таких фильмах, как «Возмездие», «Красная палатка», «Москва, проездом», «Семнадцать мгновений весны».
В числе заслуг Визбора — ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны, а также повести и рассказы, опубликованные большей частью уже после его смерти.
С того времени, когда начались длительные космические экспедиции, для космонавтов была создана так называемая группа психологической поддержки, в которую включали ученых, артистов, писателей, композиторов, поэтов, — тех, с кем члены экипажа хотели бы поговорить в свободную минуту. Визбор был включен в такую группу. Придя в студию, он увидел, как космонавт Александр Иванчен-кое, взяв в руки гитару, запел песню Визбора «Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой…». Эта песня была первой, исполненной в космосе.
Когда встает вопрос о том, как долго популярный сегодня поэт останется в памяти своих почитателей, будет ли его слава короткой, или он войдет в историю, ответ возникает один: поэта будут помнить и любить столько, сколько времени будет актуальны его творения. Поэзия Визбора не утратит популярности, его имя не забудут, потому что слишком метко, слишком точно говорил он о непреходящем. В связи с этим мне вспоминается его смешная песенка, вроде бы совсем несерьезная, но насколько правдивая! Называется она «Хала-бала». Хала-бала — это страна, притом страна, конечно, наша. Это узнается легко, ведь:
У страны Халы-балы
Невеселые дела:
Ни прописки, ни угла,
Ни рекламного села —
Лишь одна Хала-бала.
Узнаваемые и жители страны — слишком похожи они на нас, россиян:
Зато уж мужики там молодцы,
Все они халабальцы:
Начищают купола
И звонят в колокола —
Вот и все у них дела.
Подумать только, с момента написания этого стихотворения пошел уже пятый десяток лет, а все именно так, как описано в стихотворении. Печально то, что вряд ли когда изменится.
Визбору принадлежат самые цитируемые слова во всей русской литературе. Самая дежурная констатация — «мы впереди планеты всей». За «Рассказ технолога Петухова о своей встрече с делегатом форума», откуда собственно, эта фраза, Визбор получил в свое время все положенные партийные выволочки. Власть была взбешена тем, что поэт перечеркнул национальную гордость страны «мы делаем ракеты» простыми четырьмя буквами «зато»:
Сижу я как-то, братцы, с африканцем,
А он, представьте, мне и говорит:
В России, дескать, холодно купаться,
Поэтому здесь неприглядный вид.
Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей,
Мы впереди планеты всей!
Журналист С. Кедров писал: «Остается удивляться, как тупая и неповоротливая система смогла понять (а точнее, пожалуй, почувствовать) опасность, таящуюся в этих песенках бытового, походного и лирического содержания. Визбор никогда не рассказывал о пережитых гонениях. Можно было лишь догадываться об этом по тому, как исчезала с лица Юрия Иосифовича постоянная улыбка, когда просили его спеть, например, «Технолога Петухова»».
Безыскусные песни Визбора отличаются неподдельной искренностью, поэтичностью. Если поэтические строки наполнены смехом, то этот смех не имеет ничего общего с пошлыми куплетными припевами, а если в них звучит грусть, то эта грусть лишена псевдолирических вздохов.
Лирика Визбора отличается способностью создавать настроение. При этом ощущается то, что автор создавал эти строки, не рассчитывая на успех зрителей, а для себя. Он пишет о том, как он молод, счастлив, как много вокруг него хороших людей, на которых можно положиться.
Любовная лирика Визбора поражается своей простотой, трогательностью, искренностью выраженного в ней чувства. Она сразу проникает в сердце, и всем существом ощущается та боль, которую испытывает герой, если любимой не будет рядом:
Если ты уйдешь,
Опустеет сад,
Опустеет мир, опустеет дом,
Холода пойдут по пустым лесам,
Реки спрячутся под тяжелым льдом.
И в пустой ночи — тьма без берегов,
Половицы скрип — тень твоих шагов.
Если ты уйдешь…
У Визбора много лирических строк, посвященных расставанию. Но нет в них безысходности, безвозвратности уходящего чувства, всегда остается впечатление, что любимые встретятся, что разлука, хотя и тяжела, но временна:
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончилось все — расставаться пора.
Милая моя,
Солнышко лесное,
Тде, в каких краях
Встретишься со мною?
Искусствовед Борис Савченко писал о творчестве Визбора: «Его песни годились для любой аудитории, любой обстановки, любого времени года… Герой Визбора как нельзя лучше соответствовал сердечной музыке слушателей, не падких на пустую развлекательность, жаждущих духовной сплоченности и тепла». Думаю, среди слушателей всегда, во все времена найдется такая аудитория, которой будет требоваться то, что могут дать песни Визбора.