Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> «Серебряный век» русской поэзии. Избранные страницы (по творчеству А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилёва)

Сочинение на тему ««Серебряный век» русской поэзии. Избранные страницы (по творчеству А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилёва)»

Жизнь человека неповторима. Она дана ему лишь однажды, и человек становится поистине счастливым, если достигнет внутреннего совершенства и духовной гармонии. В достижении этого важную роль играет литература, побуждающая человека думать о вечности мироздания, о смысле жизни, о нравственных началах человеческого бытия. Особенно поэзия. В том числе русская поэзия, обогатившая мировую литературу. Недаром же существуют такие понятия, как «золотой век», «серебряный век»…
«Серебряный век» русской поэзии — это и Марина Цветаева с ее «поэтической отзывчивостью на новое звучание воздуха», это и Анна Ахматова, научившая «женщин говорить», это и Николай Гумилев — «угрюмый и упрямый зодчий», это и Валерий Брюсов, это и Максимилиан Волошин. Мысленно охватывая безбрежное море русской поэзии «серебряного века», нельзя не восхищаться ее поразительным разнообразием и богатством. Каждый из поэтов вносил в поэзию свои поэтические образы, каждый пытался по-своему отразить и осмыслить окружающий мир, мысли и чувства, желания и стремления своих современников. Но было одно общее, что роднило всех, даже очень непохожих Друг на друга поэтов, — это любовь к Родине и народу. «Сердце русского писателя, — говорил М. Горький, — было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны».
Мне хотелось бы остановить внимание на творчестве великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Жизнь и судьба поэтессы были трудными и трагичными. Она родилась в 1889 году в Одессе, но детство и юность ее прошли в Царском Селе.
По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Стихи Анна Ахматова начала писать рано, в одиннадцать лет, но первый сборник вышел только в 1912 году. После Октябрьской революции Ахматова продолжала работать, но ее стихи почти не печатались. О себе она писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Главной темой творчества Анны Ахматовой стала тема любви: «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее».
«Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но, если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем», — так писал о своем чувстве Владимир Маяковский в письме к Лиле Брик. И действительно это так. «Любовь — это жизнь». И как все не просто в жизни, так и в любви. Любовь в стихах Ахматовой — это одновременно и источник неиссякаемой радости и горьких страданий. Это песнь песней, счастье, светлое чувство, расцвет всего лучшего в человеке, подъем сил, прежде всего духовных, но это и слезы, печаль, страх, сомнения, страдание, казнь… Но в любом случае это высота человеческого «я», высота его человеческой сущности. И в этом Ахматова — наследница великой русской классической литературы, утверждавшей, что любовь возвышает человека, окрыляет, дает силы, очищает, это катарсис, необходимый каждому из живущих на земле людей. В стихотворении «Любовь» мы слышим приподнятые, нежные интонации. Поэтесса говорит о любви нежно, ласково, утверждая, что любовь — великое таинство:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует…
Любовь для Ахматовой несет новые чувства, переживания, она ведет ее от спокойной жизни…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя…
Для Ахматовой любовь — это всегда новое, прекрасное, неизведанное:
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
На примере этого небольшого стихотворения мы еще раз убеждаемся в том, что для Анны Ахматовой любовь — это всегда нежное и прекрасное чувство.
В своем стихотворении «Ты письмо мое, милый, не комкай…» Анна Ахматова пишет о любви уже не так. Мы слышим другое настроение поэтессы. Это стихотворение перекликается с темой безответной любви, она обращается к любимому с небольшой просьбой, но в ней слышно большое чувство, она устала ждать его любви:
…Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
В стихотворении она говорит о том, что это любовь не первая, но все равно она сильная и страстная:
…Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я…
…Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах…
В последних строках она говорит любимому, что не стоит отвергать сразу ее любовь, думать «о заветной лжи», она надеется, что любовь все же придет к нему, и утверждает этим, что любовь, даже безответная, никогда не проходит бесследно.
А в стихотворении «Я не знаю, ты жив или умер…» раскрывается еще одна сторона любви. В нем так ясно видно, что любовь не
может быть эгоистичной, любовь — это высшая степень самопожертвования.
Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.
В последних строках Ахматова говорит, что любовь — это мука, не сравнимая ни с чем, даже измена приносит не такие страдания.
«Любовь — это жизнь». Жить без Родины, без родной земли, без России немыслимо для Ахматовой. Отсюда ее стихотворения о любви к Родине, к России. Так в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» звучит мысль, что оставить «свой край глухой и грешный» она не смогла бы никогда, это противоречит ее нравственным устоям. Стихотворение написано в 1917 году, когда многие русские люди покидали Россию. Но для Ахматовой это неприемлемо. В этом стихотворении звучат самые сильные патриотические чувства. Для лирики Ахматовой характерны музыкальность, неповторимое звучание, гармония.
Удивителен, неповторим, ярок творческий путь Николая Гумилева:
…Но где бы ты ни скрылся, спящий,
Тебе его не обмануть,
Тебя отыщет он, летящий,
И дико ринется на грудь…
В этом стихотворении Гумилев утверждает, что «совесть всегда должна быть чиста».
Другое произведение Гумилева — поэма «Мик» рассказывает о бесстрашном мальчике Мике, который еще маленьким был взят в плен. В этой поэме утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки и ее экзотика. Гумилев, как и Ахматова, — истинно русский поэт. В России был написан лучший сборник его стихов «Огненный столп» (1921); к ней, к России, обращены его проникновенные строки:
О Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?
Нет, не проживет поэт без России, потому что «…золотое сердце России мирно бьется в груди моей». О расцвете родной земли, о расцвете родной страны мечтал поэт.
Это не все, что я хотела сказать о поэзии А. Ахматовой и Н. Гумилева, это только то, о чем успела сказать. Конечно, все, что проанализировано в моем сочинении, — это капли из моря поэзии «серебряного века», но это драгоценные капли, которые приобщают нас к миру вечных ценностей, помогают открыть и познать самого себя.