Жизнь человека неповторима. Она дана ему лишь однажды, и человек становится поистине счастливым, если достигнет внутреннего совершенства и духовной гармонии. В достижении этого важную роль играет литература, побуждающая человека думать о вечности мироздания, о смысле жизни, о нравственных началах человеческого бытия. Особенно поэзия. В том числе русская поэзия, обогатившая мировую литературу. Недаром же существуют такие понятия, как «золотой век», «серебряный век»…
«Серебряный век» русской поэзии — это и Марина Цветаева с ее «поэтической отзывчивостью на новое звучание воздуха», это и Анна Ахматова, научившая «женщин говорить», это и Николай Гумилев — «угрюмый и упрямый зодчий», это и Валерий Брюсов, это и Максимилиан Волошин. Мысленно охватывая безбрежное море русской поэзии «серебряного века», нельзя не восхищаться ее поразительным разнообразием и богатством. Каждый из поэтов вносил в поэзию свои поэтические образы, каждый пытался по-своему отразить и осмыслить окружающий мир, мысли и чувства, желания и стремления своих современников. Но было одно общее, что роднило всех, даже очень непохожих Друг на друга поэтов, — это любовь к Родине и народу. «Сердце русского писателя, — говорил М. Горький, — было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны».
Мне хотелось бы остановить внимание на творчестве великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Жизнь и судьба поэтессы были трудными и трагичными. Она родилась в 1889 году в Одессе, но детство и юность ее прошли в Царском Селе.
По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Стихи Анна Ахматова начала писать рано, в одиннадцать лет, но первый сборник вышел только в 1912 году. После Октябрьской революции Ахматова продолжала работать, но ее стихи почти не печатались. О себе она писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Главной темой творчества Анны Ахматовой стала тема любви: «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее».
«Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но, если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем», — так писал о своем чувстве Владимир Маяковский в письме к Лиле Брик. И действительно это так. «Любовь — это жизнь». И как все не просто в жизни, так и в любви. Любовь в стихах Ахматовой — это одновременно и источник неиссякаемой радости и горьких страданий. Это песнь песней, счастье, светлое чувство, расцвет всего лучшего в человеке, подъем сил, прежде всего духовных, но это и слезы, печаль, страх, сомнения, страдание, казнь… Но в любом случае это высота человеческого «я», высота его человеческой сущности. И в этом Ахматова — наследница великой русской классической литературы, утверждавшей, что любовь возвышает человека, окрыляет, дает силы, очищает, это катарсис, необходимый каждому из живущих на земле людей. В стихотворении «Любовь» мы слышим приподнятые, нежные интонации. Поэтесса говорит о любви нежно, ласково, утверждая, что любовь — великое таинство:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует…
Любовь для Ахматовой несет новые чувства, переживания, она ведет ее от спокойной жизни…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя…
Для Ахматовой любовь — это всегда новое, прекрасное, неизведанное:
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
На примере этого небольшого стихотворения мы еще раз убеждаемся в том, что для Анны Ахматовой любовь — это всегда нежное и прекрасное чувство.
В своем стихотворении «Ты письмо мое, милый, не комкай…» Анна Ахматова пишет о любви уже не так. Мы слышим другое настроение поэтессы. Это стихотворение перекликается с темой безответной любви, она обращается к любимому с небольшой просьбой, но в ней слышно большое чувство, она устала ждать его любви:
…Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
В стихотворении она говорит о том, что это любовь не первая, но все равно она сильная и страстная:
…Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я…
…Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах…
В последних строках она говорит любимому, что не стоит отвергать сразу ее любовь, думать «о заветной лжи», она надеется, что любовь все же придет к нему, и утверждает этим, что любовь, даже безответная, никогда не проходит бесследно.
А в стихотворении «Я не знаю, ты жив или умер…» раскрывается еще одна сторона любви. В нем так ясно видно, что любовь не
может быть эгоистичной, любовь — это высшая степень самопожертвования.
Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.
В последних строках Ахматова говорит, что любовь — это мука, не сравнимая ни с чем, даже измена приносит не такие страдания.
«Любовь — это жизнь». Жить без Родины, без родной земли, без России немыслимо для Ахматовой. Отсюда ее стихотворения о любви к Родине, к России. Так в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» звучит мысль, что оставить «свой край глухой и грешный» она не смогла бы никогда, это противоречит ее нравственным устоям. Стихотворение написано в 1917 году, когда многие русские люди покидали Россию. Но для Ахматовой это неприемлемо. В этом стихотворении звучат самые сильные патриотические чувства. Для лирики Ахматовой характерны музыкальность, неповторимое звучание, гармония.
Удивителен, неповторим, ярок творческий путь Николая Гумилева:
…Но где бы ты ни скрылся, спящий,
Тебе его не обмануть,
Тебя отыщет он, летящий,
И дико ринется на грудь…
В этом стихотворении Гумилев утверждает, что «совесть всегда должна быть чиста».
Другое произведение Гумилева — поэма «Мик» рассказывает о бесстрашном мальчике Мике, который еще маленьким был взят в плен. В этой поэме утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки и ее экзотика. Гумилев, как и Ахматова, — истинно русский поэт. В России был написан лучший сборник его стихов «Огненный столп» (1921); к ней, к России, обращены его проникновенные строки:
О Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?
Нет, не проживет поэт без России, потому что «…золотое сердце России мирно бьется в груди моей». О расцвете родной земли, о расцвете родной страны мечтал поэт.
Это не все, что я хотела сказать о поэзии А. Ахматовой и Н. Гумилева, это только то, о чем успела сказать. Конечно, все, что проанализировано в моем сочинении, — это капли из моря поэзии «серебряного века», но это драгоценные капли, которые приобщают нас к миру вечных ценностей, помогают открыть и познать самого себя.