Михаил Булгаков писал свои бессмертные произведения в переломную эпоху, когда вместе с царской Россией уходили и старые ценности и идеалы, а на место них воздвигались новые, социалистические ценности великого и могучего Социалистического государства. Фактически это была эпоха грандиозного эксперимента отдельных личностей над миллионами людей. Эксперимент, который привел к совершенно не тем результатам, к которым стремились.
Этот глобальный эксперимент показан в сатирической и фантастической повести советского писателя «Собачье сердце». Причем, М. Булгакову так тонко удалось отобразить замаскировать действительность, что с первого взгляда повесть кажется нам смешной. Главным образом благодаря главному герою с «собачьим сердцем» — Полиграфу Полиграфовичу Шарикову. Но вглядевшись внимательно, можно заметить, что шариковщина — это не порок отдельных людей, а болезнь целого общества.
В результате революции, или — эксперимента профессора Преображенского, в России возник целый класс таких Шариковых. Они, эти пролетарии, маргиналы без образования, без этических ценностей, вылезли наружу и начали предъявлять свои права на более благоустроенную жизнь. Вооружившись социалистическими лозунгами, называя себя «трудовым элементом» и «защитниками революционных интересов», Шариковы считают себя выше каких-то профессоров с университетским образованием. Ведь недаром в квартире ученого Шариков ведет себя более чем вульгарно, нагло и нахально. Шариковщина как социальное явление — это покрывшая общество язва «трудового элемента», готового на все, чтобы разрушить прежнее общества с его остатками буржуазности. Это — именно та самая «разруха в головах людей», о которой говорит профессор Преображенский.
Но еще более страшно моральное разложение общества. Шариковы не признают этических ценностей, таких человеческих качеств как доброта, уважение к людям, искренность, сочувствие. Шариковы думают исключительно о самих себе, и им наплевать не только на окружающих людей, но и на окружающий мир вообще. Именно в это время и расцветает доносительство, что так ясно показано в последних главах. В доносе Швондера и Шарикова просто ссыпаются обвинения на контрреволюционные речи, на «меньшевика» Борменталя, социал-прислужницу Зину… Именно подобными формулировками будут изобиловать доносы 30-х гг.
Шариковы могут только разрушать, а их «человеческие сердца» наполняются чванливостью, злобой, себялюбием. Профессор Преображенский говорит о том, кого он создал так: «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе» В этой короткой фразе и заключается вся сущность новорожденного советского общества. Шариковщина, к сожалению, как нельзя ярче расцвела именно в годы становлению Советского государства. Но это явление, социально и морально низкое, все-таки не может полностью исчезнуть из жизни нашего общества.