Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> Симфония революции (Поэма А. Блока «Двенадцать»)

Сочинение на тему «Симфония революции (Поэма А. Блока «Двенадцать»)»

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию
». Эти слова Александр Блок написал 9 января 1918 года
в своей нашумевшей статье «Интеллигенция и революция». Приведенная
фраза во многом объясняет позицию Блока. Становится понятно,
кок этот утонченный поэт, интеллигент, дворянин отнесся
к тому, что произошло в 1917 году. Революцию Блок принимает и из
России уезжать не собирается. Очевидцы вспоминают, что поэт отвечал
тем, кто предлагал ему эмиграцию: «Родина — это мать. Когда
мать больна, сыну должно находиться у ее постели».
Революционная поэма Блока, эта лирическая летопись тех драматических
событий, очень точно и тонко отразит позицию поэта,
который был сыном своего времени и патриотом. Первые же строчки
произведения рисуют в нашем воображении лирического героя, вышедшего
на улицу революционного Петрограда, чтобы… послушать
симфонию революции. Поэма полифонична, она содержит бесконечно
много звуков, мотивов, мнений. Видимо, только так и можно было
создать честное свидетельство революции.
Первая главка показывает мир, распавшийся на две части: черную
и белую. Дует ветер истории, вовлекая всех: бедную старушку,
буржуя, попа, барынь, бродягу… В мире царит хаос, но за «порхающим
» снегом уже можно различить патрульных. Их двенадцать. Библия
повествует, что у Христа было столько же учеников, верных
последователей. Трудно узнать святых апостолов в этих людях:
В зубах цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.
Как известно, яркий ромб (туз) пришивали на спину заключенного,
чтобы охраннику было легче целиться в убегающего преступника.
Неужели Блок считает людей, делающих революцию, преступниками?
Видимо, нет, но он хочет нарисовать предельно честную картину
происходящего, поэтому в его поэму войдут и грабежи, и убийства,
и разбойный посвист Стеньки Разина.
Все ярче становятся портретные штрихи героев поэмы, наконец
вырисовываются главные персонажи, которые составляют собой
любовный треугольник. Казалось бы, зачем писать о любви в революционной
поэме? Но Блок прекрасно понимает, что трагедию общественную
можно показать только через трагедию личную. Итак,
Катька, Ванька, Петруха… Давайте вспомним рассказы о гражданской
войне, которые написал Михаил Шолохов. Писатель показал, что то,
что вызвало бы в мирное время легкий спор, в эпоху кризисов порождает
кровавые столкновения. Поэтому отец убивет сына («Родинка
»). Муж убивает жену («Шибалково семя»). У Блока ситуация
сходная. Катька ушла от Петрухи к Ваньке, ведь у последнего
есть деньги, он богат! В мирное время это, видимо, не привело бы к
смерти. Но измена Катьки расценивается и как измена революции,
теперь они с Ванькой уже — классовые враги. Целясь в Ваньку,
Петруха случайно убивает Катьку — женщину, которую он любил.
Звучат страшные слова, показывающие, что революция часто являет
собой неуправляемую стихию:
Уж я времечко
Проведу, проведу…
Ужятемячко
Почешу, почешу…
Ужясемячки
Полущу, полущу…
Уж я ножичком
Полосну, полосну!
Но Александр Блок показывает, что эта злоба не только черная,
но и святая. Черная она потому, что убивает, разрушает, а святая —
потому, что люди, веками подвергавшиеся тяжким испытаниям,
наконец обрели свободу, похожую пока еще на необузданную дикую
волю. Блок все же хочет верить в гуманность революции. Но
как помочь ей стать доброй? Для этого поэт хочет, чтобы революция
не только все крушила и уничтожала, он мечтает о том, чтобы она
создавала новый мир, мир красоты и справедливости. Поэтому героев
поэмы ведет Христос, который
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз…