Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> «Сказка ложь, да в ней намек!..» (По русской литературной сказке)

Сочинение на тему ««Сказка ложь, да в ней намек!..» (По русской литературной сказке)»

Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства. Некоторые проносят эту любовь через
многие годы, передают ее своим детям и внукам. Читая сказку, мы
не задумываемся о том, когда и кем она написана. Сказка притягивает
к себе заманчивым миром грез, где исполняются все желания. Каждый
мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым, доблестным богатырем,
готовым на любые подвиги, а девчонка — необыкновенно красивой
девушкой, способной добротой своего сердца разрушить злые
чары. В сказке всегда добро побеждает зло. Сказки — это волшебный,
вымышленный мир с говорящими животными и необыкновенными
превращениями. Но существует разница между сказкой народной
и литературной. Люди издавна придумывали разные истории,
которые рассказывали долгими зимними вечерами. Трудно сказать,
кто был первоначальным автором этих сказок. Они созданы народом,
силой его воображения, его восприятия. Создавались такие сказки
ради развлечения: послушай, подивись, другому расскажи. А сказка
литературная имеет своего автора. Она всегда таит в себе какой-то
скрытый смысл. Читая такую сказку, начинаешь задумываться о том,
что все это очень похоже на нашу жизнь, только слегка приукрашенную,
потому что люди в таких сказках проявляют большее благоразумие,
выдержку и терпение, понимание и желание сделать мир лучше.
Сказку С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» можно назвать сказкой
о любви и чувстве долга. Отец растил трех дочерей, у которых
не было матери. Он отдавал им всю свою любовь и заботу, старался
угодить им во всем. Он хотел, чтобы у них было все лучшее, чтобы
они ни в чем не нуждались. Отец дал понять своим дочерям, что они
являются для него самыми главными и любимыми людьми. Две старшие
принимали это как должное, ничего не отдавая взамен большой
отцовской любви. А младшая дочь была самой доброй, ласковой
и любимой. Как ни странно, но младшие дети почти во всех сказках
являются самыми любимыми.
Отправляясь в дальнюю поездку, отец спрашивает, что привезти
дочерям в подарок. Старшие заказывают всевозможные дорогие
наряды и украшения, желая, чтобы при взгляде на них, другие люди
испытывали бы зависть. А младшая дочь попросила всего лишь аленький
цветочек. И должен был быть тот цветочек самым красивым на
белом свете. Младшая дочь ценит настоящую природную красоту.
Ведь только настоящая красота не увядает, не осыпается. Она остается.
Но красоту эту увидеть и понять может далеко не каждый.
«Ну, задала ты мне работу потяжелее сестриных: коли знаешь,
что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь?
Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше
его нет на белом свету?»
Действительно, самой сложной задачей оказалось найти настоящую
красоту — аленький цветочек. Отец мог бы вернуться домой
без него, любимая дочь все поняла бы и простила бы отца, не держала
бы на него зла. Но он не захотел обидеть ее.
Много пришлось пережить купцу, прежде чем он увидел то, что
так искал. Но желание его было столь велико, что он был готов на все.
Аленький цветочек оказался еще более прекрасным, чем мог
представить себе купец. Он сразу понял, что это тот самый цветок,
«какого нет краше на белом свете». И хотя сад, в котором оказался
купец, был великолепным, аленький цветочек привлекал внимание
своей необыкновенностью. Нет в сказке подробного описания этого
цветка. Сказано, что он алого цвета, что красивый. Но у каждого
человека свои понятия о красоте. Значит, это было что-то необыкновенно
нежное, прекрасное, такое, что все в один голос могли сказать,
что то, что они видят, поистине прекрасно, красиво.
Сорвав аленький цветочек, купец нарушил ту гармонию, которая
царила в сказочном саду. Поэтому сразу же раздается гром, сверкает
молния и появляется хозяин всего этого великолепия: «зверь не
зверь, человек не человек, а так какое-то чудовище, страшное и мохнатое
». И тут нас удивляет странное сочетание: прекрасное убранство
дворцов и садов, великолепие аленького цветочка и страшный
полузверь-получеловек, который расстроен, потому что купец забрал
у него самое дорогое — настоящую красоту, которую он любил
и ценил. Взамен аленького цветочка он решил попросить у купца
то, чем дорожит каждый отец — его дочь. Хозяин пригрозил купцу
смертью, но мне кажется, что он этого никогда бы не сделал, потому
что чудище предстает перед нами очень добрым и беззащитным существом.
Из-за одиночества он стал более суров к людям, но добро
в нем намного сильнее, чем зло. И доказательством этому является
его умение ценить красоту, человеческое общение.
Когда младшая дочь взяла цветочек в руки, она поняла, сколько
испытаний пришлось перенести отцу, чтобы доставить ей радость.
Она сердцем чувствовала, что с отцом что-то произошло, что что-то
не так. Она отправляется к чудищу, чтобы спасти отца. Она ставит
его жизнь выше своих интересов. Именно так должен поступать
любящий и заботливый человек. Неудивительно, что хозяин чудесного
сада полюбил младшую дочь купца. А она жила и не знала, кто
же ее оберегает. Слышала только его голос, который казался ей грубым
и зловещим. Но стоило только прислушаться к словам, чтобы
услышать и ласку и приветливость, и «стало у ней на сердце радостно
». Девушка поняла, что у хозяина прекрасная душа, способная
любить, беречь, заботиться.
Отпустив дочь купца домой, хозяин прекрасных садов почти не
надеялся на ее возвращение. Но чувство долга и привязанность
к «чуду морскому» заставили девушку вернуться к нему. Ее любовь
помогла сделать чудо -рухнули колдовские чары и безобразное чудовище
обретает человеческий облик. Но еще раньше героине сказки
удалось «разглядеть» за непривлекательной внешностью прекрасное
сердце, чуткую душу и огромную любовь хозяина сказочных садов.
Это сказка. Но ведь в жизни тоже случается такое, когда за непривлекательной
внешностью скрывается прекрасная душа. Увидеть,
понять это может далеко не каждый. В основном люди привыкли
полагаться на первое чисто внешнее впечатление, забывая, что,
возможно, за привлекательной внешностью может не оказаться ничего:
ни души, ни чувств. Сказка учит ценить в человеке самые важные
человеческие качества — любовь, доброту, заботу. Сказка называет
человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит
ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой
и ложью. Она учит нас жить.
Разве можно не согласиться, что «сказка ложь, да в ней намек».
Главное научиться читать между строк и понимать тот намек, который
спрятан в сказке автором.