Образ Григория Мелехова — художественное от¬крытие Михаила Шолохова. Специфика таланта писа¬теля заключается в том, что он никогда не выбирал в своем творчестве гладких путей, а был всегда перво¬открывателем, новатором, умеющим художественно воплотить то, что в жизни было самым спорным, са¬мым сложным, самым волнующим.
Образ Григория Мелехова сложен и противоречив. Его нельзя рассматривать отдельно от остальных персо¬нажей романа. Герой находится в тесном единстве со своей семьей, родителями, с казаками хутора Татарско¬го, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся. Григорий Мелехов неотделим от своего вре¬мени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит се¬бя и других. Григорий в начале повествования предста¬ет перед нами восемнадцатилетним юношей. Его душа открыта простым человеческим чувствам. Он страдает оттого, что на покосе порезал косой дикого утенка, ра¬дуется вместе со всеми светлому миру. У Григория не было ровных и гладких дорог и жизни. Его первая лю¬бовь — к Аксинье Астаховой, замужней женщине. Эту любовь, трудную и грешную, герой Шолохова пронес через все свою жизнь. Она выдержит все испытания и останется чистым и светлым чувством.
С первых страниц повествования Шолохов подчер¬кивает чувство раздвоенности в Григории. Страстно полюбив Аксинью, он ничего не делает, чтобы отстоять эту любовь, отвергает ее предложение уехать вдвоем в шахты. Он не представляет себе, что можно уйти от хозяйства, от земли, от хутора. Григорий уступает на¬стояниям отца и женится на Наталье. Наталья трога¬тельно чиста и прекрасна. Даже ее соперница Аксинья говорит о ней: «Наталья — девка красивая… Дюже красивая». Несмотря на то что Наталья пришлась Ме¬леховым «ко двору», Григорий не был счастлив с ней. С тоски признается он в этом Наталье: «Чужая ты какая-то… Ты — как этот месяц: не холодишь и не гре¬ешь. Не люблю я тебя, Наташка…» Не в силах побороть страсть к Аксинье, Григорий вместе с ней уходит в по¬местье Листницких в Ягодное.
Призванный на действительную службу в армию, Григорий отчетливо осознает, как несправедливо уст¬роена жизнь: с одной стороны — нарядные обеспечен¬ные офицеры, с другой — бесправные, вынужденные безропотно переносить издевательства командиров сол¬даты. Мировая война рождает в душе Григория проти¬воречивые чувства. На фронте он держится храбро и мужественно, но все существо его протестует против бессмысленного убийства. Он горько признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули». Григорий спасает жизнь офицера и получает георгиевский крест. Награ¬да радует его. Но встреча с Гаранжой разбивает усто¬явшиеся понятия.
Одним из самых острых и драматичных этапов в жизни Григория Мелехова было его участие в Верхне- Донском восстании. Причин для бунта было много, но возник он стихийно. Стихийным было и участие Гри¬гория Мелехова в восстании, обусловленное целым рядом причин. Основной было его расхождение с пред¬ставителями советской власти на хуторе Татарском — Иваном Алексеевичем Котляровым и Михаилом Коше¬вым. Боясь ареста, Григорий вынужден был скрываться на хуторе Рыбинском. Бессмысленные, бессудные рас¬стрелы осуждаются и самим народом. Старик возница прямо говорит об этом Штокману и Кошевому: «Ваша власть справедливая, только вы трошки неправильно сделали… Потеснили вы казаков, надурили, а то бы ва¬шей власти и износу не было. Дурастного народу у вас много, через все это и восстание получилось… Вот, к примеру, в Букановской станице… Ну и рассказывают: комиссар у них стоит с отрядом, Малкин фамилия. Ну, и что ж он, по справедливости обращается с народом? И вот этот Малкин чужими жизнями, как Бог, распоря¬жается… Это не смыванье над народом?»
Волна восстания подхватила Григория Мелехова, освободила его от вынужденного бездействия. Во вре¬мя восстания он проявляет качества талантливого пол¬ководца. Он становится командиром дивизии повстан¬цев. И Пантелей Прокофьевич с гордостью думает, что сын его стал хоть и не совсем настоящим, но генера¬лом. Сам Григорий не испытывает от этого удовлетво¬рения. Он понимает, что восстанием тайно руководят полковники и генералы. Он снова тянется к красным, но не находит путей примирения с ними. В тяжелых испытаниях, в ежеминутном столкновении со смертью он вспоминает свой дом, скучает по семье, детям, На¬талье, и опять, как в годы юности, тревожит сердце любовь к Аксинье. В горячем бою порубив матросов, Григорий, как никогда, почувствовал бессмысленность убийства. В Вешенской он выпускает из тюрьмы ино¬городних баб и стариков, обвиняемых в связи с крас¬ными. Григорий покорно слушает мать, деда: «Людей на смерть водишь. Супротив власти поднял, грех вели¬кий принимаешь… Все одно вас изничтожут, а заодно и нас». Григорий и сам уже понимает безвыходное по¬ложение восставших. Но чем больше выпадает на его долю испытаний, тем человечнее он становится, тем ближе принимает к сердцу людское горе.
В четвертой книге писатель показал сложные взаи¬моотношения Григория с Аксиньей, Натальей. Вот по¬следняя встреча с Натальей, нежность к жене. Григо¬рий покидает хутор с тяжелым сердцем, несмотря на ласковое теплое утро. Грустно его провожала Ната¬лья, захлебывались от рыданий дети. Полна страшной символики черная косынка, которую Наталья набро¬сила на плечи. С траурной косынкой — предвестни¬цей скорой гибели — и осталась она в памяти Григо¬рия. Возвратившись из дома, Григорий сразу же по¬падает в водоворот событий. Но народ устал от войны, обезлюдели станицы и хутора. Много молодых и ста¬рых казаков дезертируют с фронта. Григорий все больше поддерживает красных. Вскоре его отстрани¬ли от командования дивизией и присвоили звание сот¬ника. Казаки тепло простились в Григорием. Оконча¬тельный разгром белых войск был предопределен всем ходом событий. Григорий мало участвовал в бо¬ях — его подкосила смерть Натальи, тяготили думы об осиротевших, несчастных детишках. В Новороссий¬ске он с многими другими казаками переходит на сто¬рону красных. Но он чувствует, что красные ему, как бывшему белому офицеру, не доверяют, а потому де¬мобилизуется. Григорий старается держаться в сторо¬не от политики, мечтает о спокойной жизни. Но под угрозой ареста он скрывается из станицы. Теперь бо¬язнь ареста привела Григория в банду Фомина. Но и здесь он пробыл недолго. После ухода из банды он тайком пробирается к Аксинье и предлагает ей уехать из хутора и вместе начать где-нибудь вдалеке от род¬ных мест новую жизнь. Но не суждено было и на этот раз осуществиться планам Григория. Шальная пуля отняла у него самое дорогое — Аксинью. После ее ги¬бели он живет воспоминаниями о прошлом. Как о ве¬ликом счастье мечтает теперь Григорий о простой сельской жизни.
Григорий в изображении Шолохова — мирный тру¬женик. Для него участие в войне было необходимой данью времени. Эстетический мир Григория — это на¬родный мир. Он никогда не мыслил себя вдали от свое¬го народа, от природы. Даже в огне боев, в пыли по¬ходов он мечтает о труде, о единении с природой: «…ходить по мягкой пахотной борозде плугарем, посви¬стывать на быков, слушать журавлиный голубой труб¬ный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неотрывно пить винный запах осенней, под¬нятой плугом земли». На протяжении всего повество¬вания Шолохов раскрывает такие качества Григория, как любовь к родине, к своему народу, доброту и чело¬вечность. Это истинно народные черты характера. И недаром образу Григория контрастны образы палача и карателя Митьки Коршунова и атамана бандитской шайки Фомина, людей, потерявших все человеческое и окончательно оторвавшихся от народа.
Финал романа открытый. Михаил Шолохов оста¬вил своего героя на пороге новых жизненных испыта¬ний. Какие ждут его дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответов на эти вопросы, заставляя нас задуматься над дальнейшей судьбой Григория Ме¬лехова.