Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в период всплеска революционного движения в России, за три года до восстания декабристов. В ней автор стремился показать отсталость и порочность светского общества, его низменные интересы и консервативные взгляды. Одним из представителей этого общества является Молчалин.
Неприметный с виду, он, тем не менее, играет в комедии значительную роль. Необходимо выяснить, на что способен такой человек, как Молчалин, является ли он посмешищем или представляет из себя реальную уфозу человеческому обществу.
Несмотря на комический внешний облик, кажущуюся безобидность, такой человек, как Молчалин, страшен по своей сути.
С самого начала пьесы Молчалин предстает перед читателем как жалкий, трусливый человек. Таким видит его и Чацкий, презирая и жалея. «Жалчайшее созданье!» — восклицает он. В поведении Молчалина по отношению к Фамусову видна подобострастность и униженность. При помощи этих качеств Молчалину удается успешно вывернуться из неприятной ситуации (когда его застают рано утром с Софьей). Ничего, кроме усмешки, не может вызвать эпизод, в котором Молчалин падает с лошади. Он, словно девушка, падает в обморок, потом ходит с перевязанной рукой, на что Лиза справедливо замечает: «…если б не к лицу, не нужно перевязки».
Нет сомнения, что основные черты Молчалина — это отсутствие ума и серость. Но, обладая столь неприглядными качествами, Молчалин не так безобиден, как кажется. Отсутствие здравого живого ума заменяется наличием житейской сметки, изворотливости и хитрости. Внешне он скромен, тих и незаметен, «враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело». Своим поведением он вводит в заблуждение Софью: «…уступчив, скромен, тих, в лице не пяти беспокойства, и на душе проступков никаких». Чацкий тоже сперва видит в Молчалине человека, который «услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках и не богат словами», и тем самым Чацкий его недооценивает. Скромность и застенчивость лишь маска, под которой скрывается истинное лицо Молчалина, а именно: холодный расчет, жестко поставленные цели и способность на любое зло ради их достижения. В ход идег все: лесть, подхалимство, любовная связь.
У Молчалина нет ни денег, ни знатного происхождения, он взят в дом Фамусова из милости. Но цель его жизни — добиться «степеней известных», достичь чинов, богатства и славы, пусть даже ценой собственного унижения и несчастий других. У Молчалина нет морали, нет принципов, нет собственного мнения. По его понятиям, чтобы быть в милости, необходимо «зависеть от других», а также «не должно сметь свое суждение иметь». Нельзя даже сказать, что Молчалин поступается убеждениями. У него нет убеждений. Ради того, чтобы приблизиться к Фамусову, Молчалин разыгрывает любовь к Софье, используя девушку в качестве орудия доя достижения своих целей. Здесь проявляется двуличие Молчалина. Он изображает пылкую любовь и преданность Софье лишь «по должности», а к Лизе пристает от скуки, вследствие своей распущенности. Молчалин преуспел, выполняя завещание своего отца «угождать всем людям без изъ- ятья». Он становится любовником Софьи в угодность ей, за то, что она дочь влиятельного человека. На самом же деле Молчалин никого не любит, кроме себя. Он обращает на человека внимание лишь в том случае, если этот человек способен принести какую-нибудь выгоду. Подобное потребительское отношение к людям, к жизни было нормой в фамусовском обществе. К сожалению, такие люди, как Молчалин, существовали не только в прошлом веке, они существуют сейчас, будут существовать и в будущем. Не привлекая к себе внимания, множество молчалиных живет среди нас. И это страшно, когда такие люди благополучно устраиваются и процветают. Незначительные с виду, они основа, без которой общество, подобное фа- мусовскому, не могло бы существовать.
О таком человеке, как Молчалин, говорят: «Он умеет жить». Имея два таланта — «умеренность и аккуратность», он знает, как выгодно поставить себя в обществе:
— Там моську вовремя погладит.
Тут в пору карточку вотрет.
Как правило, такие люди действительно «блаженствуют на свете», что нельзя сказать о людях честных и порядочных.
Таким образом, можно прийти к выводу, что Молчалин страшен, как страшен человек, способный на любую низость, подлость, предательство, как человек, истинное лицо которого скрыто под маской лжи и покорности. Недаром на примере Молчалина Грибоедов наглядно иллюстрирует порочность и лживость фамусовского общества.