«Смешон или страшен Молчалин?» — таким вопросом суждено нам задаться, когда мы полностью знакомимся с образом этого героя бессмертной грибоедовской комедии. Молчалин не может не заинтересовать таинственностью своей личности, но когда мы узнаем его внутренний мир, мы начинаем задумываться, что же это такое — Молчалин?
Алексей Степанович служит в казенном доме Фамусова в качестве его секретаря. Редко позволяет он обмолвиться с хозяином каким-нибудь словом, а если это и случается, то реплики его чрезвычайно кратки. Но что-то в нем привлекло Фамусову дочку — Софью, которая влюбилась в этого человека, который
чудеснейшего свойства
наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе поступков никаких…
Однако такая лестная картина рушится при более близком знакомстве с Молчалиным. Он живет тем принципом, что:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить…
Такая философия жизни Молчалина заслуживает только презрения, подобно презрению со стороны Чацкого. Но самое страшное — это то, что «молчалины блаженствуют на свете», «ведь ныне любят бессловесных».
Действительно, Молчалин — это обобщающий образ мелкого чиновника, который надеется продвинуться по службе тем, что принижает себя перед высокими должностными лицами. Они лишены всяких талантов, кроме двух — «умеренности и аккуратности». Молчалины — хорошие исполнители, и их везде любят и уважают. Но это происходит только потому, что общество не хочет, чтобы кто-то шел против них и высказывал свое мнение. Они любят тех, кто подчиняется, и именно таким и оказывается Молчалин.
В конце произведений разоблаченный во лжи Софье Молчалин как трус прячется и сбегает. Такой поступок не заслуживает со стороны читателя ничего, кроме презрения и смеха. Но этот смех — горький, потому что мы прекрасно понимает, что такие люди — торжествуют в мире.
Таким образом, мне кажется, что обобщающий образ Молчалина не только смешон, но, скорее, трагически смешон. В Молчалине мы может разглядеть тех, кто окружает нас, даже самих себя иногда. И под маской комедийности образа скрывается глубокая трагичность.