Говорить о финале «Разгрома» немыслимо в отрыве от всей атмосферы романа, поскольку каждое новое происшествие и поступок каждого героя постепенно подводят нас к финалу. Отдельные судьбы вливаются в общую судьбу отряда, а та, в свою очередь, в судьбу России.
Основной замысел романа состоял в том, чтобы показать, как формируются новые и перемалываются старые характеры в едином стремлении — строить новую страну. В романе множество действующих лиц. Некоторые образы разработаны глубоко и серьезно, некоторые раскрыты не до конца. Характерно, что герои являются представителями разных слоев общества: крестьяне, рабочие, интеллигенты. Каждый из героев своеобразен как человек, а вместе они представляют собой социально-политическую панораму российской действительности начала XX века, то есть страну в предчувствии перемен. Герои романа — люди, чьими руками творилась революция.
Среди наиболее значимых героев выделяют обычно Левинсона, Морозку, Мечика, Метелицу, Дубова, Гончаренко. Их судьбы — это лишь неизбежное приближение к финалу. Автор вовсе не задается целью представить нам интересное зрелище, его задача глобальнее — показать перестройку характеров, произрастающих «из революционных корней».
Левинсон показан автором как тип истинного революционера, гуманиста, превосходного организатора и командира. Его организаторские способности проявляются уже в самом начале книги, когда он умело сталкивает крестьян и партизан. О гуманности Левинсона можно рассуждать довольно долго, она раскрывается автором в конкретных ситуациях, объединенных идеей: нужно жертвовать счастьем одного во имя многих. Наконец, неоспоримы в Левинсо-не командирские задатки. Он умеет не показывать своих слабостей, раздумий, представить себя человеком, владеющим ситуацией (хотя далеко не всегда это так), и таким образом быть идеальным командиром. Действуя крайне дипломатично и лишь иногда агрессивно, он ведет людей за собой. И немаловажно, что в финале он остается в живых, то есть имеет возможность продолжать свою революционную деятельность.
Однако помощника Левинсона, Бакланова, автор обрекает на гибель. Эта смерть призвана показать, что революции нужны жертвы, что иногда она забирает лучших своих людей. Но жертва не напрасна. Бакланов внес свою лепту в революционную деятельность. Он порой кажется несамостоятельным, но это лишь видимость. Его подражание Левинсопу — не более чем подсознательное стремление к тому, чтобы стать лучше, достойнее. Безусловно, как у революционера, партизана, командира у Бакланова было большое будущее. Смерть Бакланова так же оправдана в высоком революционном смысле, как смерть Морозки. Однако Морозка предстает перед нами в куда более героическом свете по той причине, что этот образ для автора ценнее, пусть даже в течение романа Бакланов вызывал куда больше читательских симпатий. Ни один герой не подвергался таким серьезным переделкам, как Морозка. От того разухабистого, бездумного человека, с которым мы встречаемся в начале романа, он перешел к совершенно иной ступени развития. Из благодатного материала получается достойный революционер. Подвиг Морозки, когда он ценой своей жизни предупредил отряд об опасности, немаловажен для восприятия финала. Ставя перед собой цель показать рождение большевика, Фадеев из практически отрицательного персонажа сделал героя, показав, что важен не характер, а задатки к его переделке в лучшую сторону.
Впрочем, немаловажно и кардинально противоположное событие — предательство Мечика. Хоть он и ничтожен, и труслив, и эгоистичен, ему удалось занять в романе одну из главных позиций. Мечик — самый никчемный герой, который, тем не менее, вызвал ожесточенные споры, до сих пор не затихающие. Но именно таким, отталкивающим в своем ничтожестве, и хотел его сделать автор. Мечик — характернейший представитель так называемой интеллигенции, подверженный философствованию, склонный жалеть себя и обвинять других в своих несчастьях. Финальным бегством Мечика автор дает нам понять: таким, как он, нет места ни в отряде, ни в партизанском движении, ни в новой России- Может показаться несправедливым, что Фадеев оставляет в живых такого подлого человека, как Мечик, и убивает Морозку, Дубова, Метелицу, Бакланова, то есть лучших представителей партизанского движения. Но ведь их смерти оправданы, они успели перед гибелью осуществить то, чего требовал их долг. Возможно, что именно предчувствие близкой гибели позволило каждому из них максимально проявить себя.
В живых в финале остаются Левинсон, Варя, Гончаренко, Кубрак и несколько других партизан. В этой жалкой горстке людей (всего девятнадцать!) заключена огромная сила. Все это — герои положительные; даже Варя с самого начала романа, несмотря на то, что она женщина «гулящая», предстает сильной, смелой и преданной. Некоторое недоумение вызывает Кубрак, он словно бы не вписывается в идейный замысел романа, в его политически значимый финал. Кубрак ведь описан Фадеевым как человек несобранный, недалекий, неумелый. Но, надо полагать, что даже он после перенесенных невзгод изменился, характер его в чем-то переломился. Нельзя говорить об этом с уверенностью, но, по крайней мерс, автор вселяет в читателя надежду на то, что среди девятнадцати оставшихся пет недостойных. В любом случае, такого человека, как Мечик, уже не будет в отряде.
Девятнадцать оставшихся в живых человек ис остатки старого отряда, а начало нового. А новый отряд — это борьба за революцию со свежими силами. Разгром в физическом плане обернулся благом в нравственном, поскольку автор ясно дает понять, что началась новая жизнь, что существование этих людей отныне тесно сплетется с жизнью страны и сделает революцию близкой и возможной.