Александр Сергеевич Грибоедов — создатель гениальной комедии «Горе от ума», разлетевшейся на сотни «крылатых» фраз и выражений, ставшей как бы сборником афоризмов.
Автор первоначально назвал комедию «Горе уму», обозначив главную причину неблагополучия человека в современном ему обществе. Это страшно, когда глупец слывет образом для подражания, но еще страшнее, когда «гонят» ум, индивидуальность, талант.
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя…
Чацкий — умный человек, пылкая и страстная натура, ищущая настоящего дела, но не находящая себе применения, потому что хочет служить «делу, а не лицам»…
Служить бы. рад, прислуживаться тошно.
Но в обществе, где он вынужден жить, ценится обратное — гордость, а вер* нее — спесь, почитание лиц только богатых, и неважно, как достигалось благополучие — все средства хороши в добывании денег.
А дядя! что твой князь? что граф?
Суръезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…
Здесь все завидуют не уму, а удаче, чинам; не заслугам перед отечеством — главное: надо быть «у кормушки», «самому быть с ключом и сыну ключ доставить». Устами Фамусова автор расскажет об идеале этих людей.
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется.
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,—
Тот и жених.
Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,
Пускай себе разумником слыви,
А в семью не включат. На нас не подиви.
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Какое-то «очень изощренное» чувство собственного достоинства, если его оценивают деньгами. Это продажное общество, все здесь покупается и продается, всему определена цена, только прикрывается этот торг красивыми и высокими фразами, а суть одна. Когда же находится человек, называющий все своими именами, желающий быть искренним и бескорыстным, ценящим науку, дружбу, любовь, то его вмиг окрестят сумасшедшим. А почему бы нет?! Ведь он не похож на окружающих. У него в голове «завиральные идеи», все кругом ополчаются на одного. Он отличается от них, значит, он опасен, так как может изменить тот порядок, к какому они притерпелись, обвыкли.
Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и в безверъи
Профессоры!! — у них учился наш родня,
И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Федор, мой племянник.
В устах этих людей тяга к наукам звучит как самое страшное ругательство, а желание учиться — крамола, смертный грех. Когда человек подличает, лжет, изворачивается — это в порядке вещей, если же начинает вести разумный образ жизни, читает книги, то, по мнению окружающих, он сумасшедший.
Прекрасный человек двоюродный ваш брат.
…
Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать…
Идеал этих людей — Скалозуб, который двух слов кряду сказать не может, но ловко движется по служебной лестнице.
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Лукавые, лицемерные, низкопоклонники в чести у общества. Молчалины блаженствуют на свете.!
А вот Чацкому и подобным ему нет места среди них. Невелика потеря скажут иные, но ведь человек не может жить один, изгоем. Он должен любить кого-то и быть любим, иметь друзей и заниматься нужным и интересным делом, а его «травят», гонят, как зверя, только за то, что он умнее всех, не разделяет со всеми их «завиральных идей».
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Таким людям нет места в этом обществе и остается одно:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Что ж! Время идет, а человеческое общество не меняется: не любят слишком умных, удачливых, неординарных. Оттого и поэма А. С. Грибоедова «Горе от ума» остается актуальной и в наше время.