Название комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» отражает смысл
жизненной драмы ее главного героя — Чацкого. Блестящий ум не
приносит ему счастья: любимая девушка предпочитает ему другого,
общество отвергает Чацкого и объявляет его сумасшедшим. Написав
комедию, Грибоедов сам оказался в роли Чацкого: цензура категорически
запретила полную публикацию или постановку пьесы.
Писатель по долгу службы покинул Россию. Вспомним, кстати, что
Грибоедов по праву считался одним из образованнейших людей эпохи.
Власть испугалась произведения умного человека, как московское
общество — речей Чацкого. Попытаемся разобраться в причинах конфликта
между Чацким и обществом.
Начало комедии обманчиво: может показаться, что главной
в произведении является любовная интрига Софьи с Молчалиным.
С появлением на сцене Чацкого, который почти сразу произносит
едкий сатирический монолог о неизменных нравах московского
общества, становится ясно, что социальная тема для Грибоедова гораздо
важнее любовной. Еще до того, как Чацкий начинает излагать
свои взгляды, мы узнаем со слов Лизы и Софьи, что он «остер, умен,
красноречив, в друзьях особенно счастлив». Софья недоумевает,
почему Чацкий, признававшийся ей в любви, три года назад неожиданно
уехал путешествовать за границу. Неудивительно, что она
холодно встречает приехавшего Чацкого, ее сердце занято другим.
Из первых разговоров Чацкого и Фамусова выясняется, что главный
герой «оплошно» управляет имением, оставил службу, хотя ему представлялась
возможность сделать головокружительную карьеру. Итак,
еще до идейного столкновения Чацкого с московским обществом
видно, что главного героя никто не понимает. Все отдают должное
его остроумию, образованности, но считают, что Чацкий впустую
растрачивает силы и возможности.
Социальный конфликт окончательно определяется во втором действии.
Идеологом консервативного общества выступает Фамусов.
Он пытается образумить Чацкого: советует вернуться на службу,
навести порядок в имении, рассказывает поучительную историю
о дяде Максиме Петровиче, который шутовскими падениями перед
Екатериной Второй заслужил богатство и почет. Фамусов с ностальгией
говорит о «золотом веке» Екатерины, он недоволен
нынешним распространением просвещения, модой на все французское,
самостоятельностью молодого поколения.
Удивительно, что Чацкий, непримиримый противник консерватизма,
совпадает с Фамусовым по многим пунктам. Например, Чацкого
приводит в негодование «пустое, рабское, слепое подражанье»
французам. Он тоже недоволен современным обществом, но, в отличие
от Фамусова, пытается всеми силами утвердить прогрессивные
идеалы. Стоило Чацкому заявить, что свет изменился и раболепством
уже ничего не добьешься, как Фамусов восклицает: «Опасный
человек!» Может показаться, что Фамусов — убежденный защитник
государственного порядка, борец за добросовестное отношение помещиков
к своим обязанностям по отношению к крестьянам, враг
бездельников, человек строгой морали. Однако мы помним, что он
тайком волочится за служанкой, к службе управляющего относится
халатно, переложив работу на Молчалина, прочит Софье в женихи
Скалозуба, потому что тот богат и «метит в генералы». Словом, Фамусов
— настоящий ханжа, который на словах проповедует служение
обществу и мораль, а на деле преследует эгоистические цели.
Чацкий, напротив, готов служить, приносить пользу, но ему «прислуживаться
тошно». С праведным гневом обрушивается главный
герой на старшее поколение, не признавая их суда:
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и в мотовстве…
Главной причиной народных страданий Чацкий считает крепостное
право, позволяющее помещикам безнаказанно творить злодеяния,
распоряжаться людьми по своему произволу. Фамусов уже не
пытается переспорить молодого вольнодумца, а со страхом говорит:
«Уж втянет он меня в беду».
После падения Молчалина с лошади Чацкий решает выяснить,
почему Софья так переживает за отцовского секретаря. Софья открыто
признается Чацкому в своей симпатии к Молчалину. Она перечисляет
положительные качества своего избранника: умение расположить к себе
людей, безответность, терпеливость. Чацкий не может поверить своим
ушам, он подозревает в словах Софьи скрытую иронию. Молчалин представляется
ему ничтожным подхалимом и глупцом. Говоря о Мол-
чалине, Софья дает и собственную характеристику Чацкому, ум которого
«скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал
». Такой ум, по мнению Софьи, не принесет счастья в семейной
жизни. В финале комедии Чацкий называет Софью обманщицей. Его
обвинение несправедливо: Софья всеми силами давала понять,
что любит Молчалина. Она вполне разумно объясняла, что не может
представить себе семейного счастья с Чацким, поскольку для него
всегда на первом месте будет борьба с социальной несправедливостью.
Несмотря на свой ум, Чацкий не понял Софьи: любовь ослепила его.
Он отлично видит ограниченность и эгоистичность Молчалина
и Скалозуба, слабохарактерность Платона Горича, моральную нечистоплотность
Загорецкого, деспотизм Хлестовой, пустозвонство
Репетилова, но не может поверить, что красавица Софья — заурядная
девушка, достойная дочь своего двуличного отца. Чацкому
в голову не приходит, что именно Софья первая назвала его сумасшедшим,
а все общество лишь охотно подхватило эту сплетню.
Мне кажется, что смысл названия комедии несколько шире, чем
просто отражение конфликта умного человека с глупцами. Мы убедились,
что в случае с Софьей ум Чацкого был подавлен сильным чувством.
Грибоедов показывает не просто «умника» и дураков, а искреннего,
пылкого, честного, образованного, прогрессивных взглядов
человека, которого не хочет признавать порочное и лживое общество.
Понятие «ума» в названии комедии шире, чем просто интеллект.
«Ум» здесь вбирает в себя понятия благородства, порядочности,
смелости, принципиальности. Чацкий покидает Москву, но не отказывается
от своих взглядов. Восстание декабристов, предшественником
которых можно считать Чацкого, было подавлено, но идеи их
подняли на борьбу следующие поколения. Грибоедов трагически
погиб, но уже при жизни комедия разошлась в рукописных копиях
и осталась в русской литературе навсегда.