Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Смысл названия комедии "Горе от Ума"

Сочинение на тему «Смысл названия комедии «Горе от Ума»»

А. С. Грибоедов знаменит как автор одного произведения. Комедия «Горе от ума», созданная в период организации тайных обществ, вызвала большой общественный интерес, множество различных откликов. Особенно много вопросов вызвало название комедии.

Автор неоднократно подчеркивает, что герой его, Чацкий, необыкновенно умен. Для современников ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а «вольнодумцем», принадлежавшим к передовому кругу. «Высокие думы», волновавшие его и всю передовую молодежь того времени, означали любовь к Родине, вольнолюбивые стремления, возвышенные цели жизни.

Вольнолюбие Чацкого формировалось в условиях, типичных для дворянской молодежи. Детство его прошло в доме Фамусова. Дух «века минувшего», низкопоклонство, пустота Жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусова. Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, вернувшаяся с победой из заграничного похода. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили Чацкого. Все это решило его судьбу:

Вот о себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него.

«Охота странствовать» должна была обогатить его разум современными передовыми идеями, сведениями, необходимыми для деятельности патриота и гражданина. Предчувствуя сердечную утрату, Чацкий все же покидает Москву и едет в Петербург. «Высокие думы» для него превыше всего. Никогда не поступился бы Чацкий ради любви принципами морали и долга.

Герой попадает в Петербург, когда там зарождались свободолюбивые идеи. В этой обстановке сложились взгляды, стремления и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает «с министрами связь». Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.

После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Здесь он, по словам Фамусова, «наблажил», оплошно управляя имением. По-видимому, Чацкий гуманно относился к крестьянам, как-то облегчил крепостную неволю.

Затем Чацкий отправился за границу. На «путешествия» в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.

В комедии мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фа-мусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй, издевательство над личностью крестьянина. Чацкий говорит о бодром, умном русском народе. Резкий протест вызывает дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о «французике из Бордо» он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.

Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни.

Пылкость Чацкого соединяется в нем с волей. Он умеет владеть своими чувствами, подчинять их разуму. Ум с сердцем у него всегда в ладу.

Но романтическое вольнолюбие Чацкого, его вера в людей, в силу разума сталкиваются с реальной крепостнической действительностью. С горячим сочувствием раскрывает автор и личную, и общественную драму героя. В чужих краях он истосковался по родине. Встреча с Софьей оживляет его. Но вскоре у него появляется сомнение в ее любви к нему, появляется нервозность. В соответствии с личной драмой растет и общественная драма. Он слишком любил Софью, и здесь начинается горе Чацкого — горе от высокого понимания им человеческого достоинства. Он может любить только человека, соответствующего его высоким моральным идеалам. Чацкий был потрясен не только тем, что Софья разлюбила его, но и тем, что доверие к ней, возвышенное о ней представление было растоптано Софьей, осмеяно, уничтожено.

А вы! о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!

В этих словах звучит не уязвленное самолюбие, а оскорбленная гордость личности, человека высокой морали.

Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его общественных надежд, лучших стремлений. Заветные мысли Чацкого вызывают непонимание и насмешку. Он чувствует себя одиноким. Чацкий обращается к Софье, надеясь, что она поймет его. Но все смотрят на него, как на безумного. Одинокий, отвергнутый, объявленный сумасшедшим, Чацкий видит, как равнодушные к его горю пары кружатся в вальсе.

Драма Чацкого типична для русской жизни 20-х годов. Это драма крушения ума человека в России, ненужности ума в России. Разве Пушкин не восклицал: «Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!». Однако финал комедии оптимистичен. Не только горе от ума испытывает Чацкий. Чацкие наносит страшный удар своими обличениями Фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Борьба против него не завершилась. Она в русской жизни только начиналась.