План
I. Поэтическое осмысление революционных событий.
II. Гимн революции или отражение «страшного мира»?
1. Библейская символика поэмы.
2. Блоковские апостолы революции.
3. «Лес рубят — щепки летят».
III. Бездуховность носителей новой «веры» — основной смысл названия поэмы.
Одно из самых известных произведений Блока — поэма «Двенадцать» — посвящено поэтическому осмыслению революционных событий. Вероятно, мало какая поэма имела столь разные трактовки в зависимости от политического режима в стране. При Советском Союзе поэма «Двенадцать» рассматривалась как гимн революции.
Название поэмы отзывается в нас библейской символикой: двенадцать апостолов Христа — и двенадцать большевиков патрульных, носителей новой идеологии. Но в самих этих новых апостолах нет ничего евангельского, кроме их числа:
…Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни…
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Вот они — блоковские апостолы революции. Если он наделяет их такой ролью, то они должны быть ярчайшими выразителями новых революционных идей, как евангельские апостолы, стоявшие у истоков христианства. На них должно равняться тем, кто пойдет за ними следом. И что же? Блок изображает развязных, неопрятных, грубых беззаконников, которых, кажется, только выпустили из тюрьмы, сунули в руки винтовки и дали свободу действий:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба
Гуляет нынче голытьба!
Грабеж, хулиганство, сквернословие… и убийство простой девушки Катьки — так, забавы ради, под предлогом ревности. И когда апостола убийцу начинает терзать совесть, товарищи, заметив, что «Петруха нос повесил», укоряют его: «Что ты, Петька, баба, что ль?» — и продолжают:
– Поддержи свою осанку!
– Над собой держи контроль!
– Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Вот так. Главное — держи осанку и ступай вперед, выискивая в метели незримого «неугомонного» врага, который, якобы, «не дремлет». А убийство невинного человека — это пустяки, дело житейское. Лес рубят — щепки летят.
… И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Их винтовочки стальные
На незримого врага…
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга…
Этих двенадцать апостолов не преследует восторженная толпа учеников: город замер, на улице почти никого. А они все высматривают своего таинственного врага, готовые стрелять в самый его призрак. Вот их новая вера: стрелять, а потом думать — но недолго, потому что некогда думать: надо опять стрелять.
А. А. Блок употребил библейский образ двенадцати апостолов Христа, чтобы подчеркнуть с помощью противопоставления, игры на контрастах грубость нравов, бездуховность носителей новой «веры». В этом и заключается смысл выбранного им названия поэмы.