Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем («Война и мир», «Ире* ступление и наказание», «Волки и овцы», «Отцы и дети»).
Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объявления. Скорее, оно определяет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение, зиачит, приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романс Тургенева.
Сосредоточивая внимание па заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны предметная, словесная и композиционная.
Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с действующими лицами. Важнейшая сторона литературного произведения — его речевой строй, также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего.
Заглавие «Отцы и дети» заключает в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляет систему персонажей романа. В сознании читателя отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли.
Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются «вечные» темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романс, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной.
На сюжетном уровне название «Отцы и дети» задаст тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общес тва в шестидесятые годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и «третьим» сословием. Главные представители названных общественных сил в романе — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.
Тургенев подчеркивает демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова. За небрежностью Базарова стоит его «нигилизм», а за изысканностью Кирсанова — его «принсипы». Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие — только знак различия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне. Это можно проследить на примере Николая Петровича и Аркадия.
Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение? Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это заложено в понятие «отцов и детей», которое применительно к роману Тургенева не сводится к однозначному противопоставлению «отцов» (либеральных дворян) и «детей» (демократов). Политический конфликт — может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимаиие с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется «детская» черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. «Отцы» в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее «детей», пока последние, в свою очередь, не стали отцами.
«Отцы» не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем, новая жизнь, новая обстановка «выбрасывает на обочину» таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается с тем, что «песенка наша спета». Однако «дети», вытесняя «отцов», сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров. Таким образом, проблема «отцов и детей» получает в романе Тургенева философское обобщение.
Что представляет название романа в плане словесном? Выражение «отцы» и «дети» в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы — участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под «отцами» можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые — «дети». Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий (например, «Старые и новые»).
Заглавие романа Тургенева несет также важную организующую функцию. Тема «отцов» и «детей» буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, и как сын «боевого генерала 1812 года». Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям».
В историях героев постоянно намечается противопоставление поколений. Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном.
Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?
Как грустно мне твое явленье,
Весна! Весна!
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности… Об этом тоже напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи. Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? «Отцы и дети» это символ вечно обновляющейся жизни. Это роман о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.