Повесть «Собачье сердце» — это прежде
всего злая сатира на идею создания «нового»
человека путем революционного переворота.
Сюжет. Профессор Преображенский, работая над проблемой
омоложения, пытается разгадать функции гипофиза. Прооперировав
бездомную собаку Шарика на предмет пересадки половых гормонов,
профессор Преображенский вместе с доктором Борменталем
получили человека с собачьим сердцем, но с личностью Клима Чу-
гункина, пьяницы и рецидивиста. Поняв свою чудовищную ошибку,
профессор делает обратную операцию по превращению Полиграфа
Полиграфовича Шарикова (а именно такое имя получило экспере-
ментальное существо) в пса Шарика.
В связи с этим важным неудавшимся экспериментом встает
вопрос об ответственности ученых за свои открытия.
Идея. В повести в сатирических красках представлен продукт революции
— Полиграф Полиграфович Шариков, который сразу же усвоил
главный закон жизни пролетария, человека нового времени: «Грабь
награбленное», в том числе и нажитое интеллектуальным трудом.
Идея равенства и братства, которая может существовать при наличии
любви человека к человеку в постреволюционные годы, превратилась
в уравниловку и откровенный грабеж, который осуществлялся
со звериной ненавистью к интеллигенции.
В «Собачьем сердце» Булгаков зло высмеял попытки большевиков
сотворить нового человека, на которого возлагалась высокая миссия
строительства коммунистического государства.
Система образов. Профессор Преображенский и доктор
Борменталь — ученые, которые, несмотря на разруху, занимаются
научной деятельностью по изучению природы человека. Профессор
Преображенский резко критикует революционные преобразования,
ученые выступают за эволюцию, участвуют в создании «нового»
человека. Намек на то, что именно интеллигенция, начиная с декабрьского
восстания 1825 г., подготовила, сама того не подозревая,
пробуждение в народе неуправляемой стихийной силы. «Благими
намерениями мы устилаем себе дорогу в ад».
Мысли профессора Преображенского о разрухе, «о людях,
занимающихся не своим делом», о пролетариате, о революции — это
мысли самого Булгакова. И трудно не согласиться с тем, что разруха
не в замерзших водопроводных трубах, а в головах. Образ профессора
Преображенского подсвечен мягкой иронией, ведь с ним приключился
невероятный научный казус. Выводы, сделанные профессором
Преображенским, — это утверждение идеи Великой Эволюции и неудачный
эксперимент с бедным Шариком лишь утвердил его в этом
Великом Законе.
Шарик — добрый, но несчастный пес, послуживший объектом
эксперимента. Его глазами показана Москва 20-х гг., где неприглядная
картина голода, воровства, нищеты, болезней, жестокости,
унижений производит ужасающее впечатление. Пес умен и наблюдателен,
способен проникнуться состраданием к обездоленным
людям (жалеет машинисточку и тех, кого кормят в столовой протухшей
солониной). Но эти качества он теряет, когда превращается в Шарикова.
Шариков Полиграф Полиграфович. Вместе с хвостом и шерстью
он утратил свою собачью душу, и теперь у него душа и сердце
рецидивиста Клима Чугункина, ставшего после революции хозяином
положения. Шариков делит всех людей на «буржуев» и «трудовой
элемент».
Процесс становления пролетарского сознания блестяще показан
в повести. Новая социальная обстановка рождает новую социальную
психологию: сначала появляется сознание того, что пролетарию
«нечего терять, кроме своих цепей», поэтому можно не работать или
делать вид, что работаешь (например, Швондер). Потом он получает
документ и начинает «качать свои права», затем прописывается
на 16 квадратных аршин (московская норма уплотнения). Профессора,
который работает день и ночь, он считает «буржуем» (живет в семи
комнатах, «сорок пар штанов имеет»), из чтения марксистской литературы
извлекает вульгарную мысль: «взять все да и поделить». Но это
еще далеко не все. С появлением Шарикова в квартире профессора
начинается разруха. Шарикову все ненавистно в этом доме: непонятные
разговоры о науке и искусстве, салфетки, уважительное
отношение к женщине: «Мучают себя, как при царском режиме».
А именно такое отношение было у пролетариев к культурным ценностям,
которые они разрушали, руководствуясь главным критерием —
это буржуйское.
От Клима Чугункина он унаследовал полное непонимание нравственных
норм и духовных ценностей. И именно этим объясняется
его быстрая карьера, которую он сделал, став из бездомного пса
«заведующим подчистки МКХ» (от бродячих котов) Полиграфом
Полиграфовичем. Наглость становится второй натурой Шарикова,
цинично рассуждающего о сферах, недоступных ему. Например,
о театре: «Да дураковаляние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция
одна». Наверное, такие Шариковы запрещали печатать
произведения Булгакова. Когда в руках таких существ оказывался
пистолет, они не задумываясь могли выстрелить, а без пистолета
могли написать донос. По сути, так и было, и миллионы невинных
людей были отправлены в лагеря по таким доносам. Но кто виноват
в появлении шариковых? Сам профессор спровоцировал эту ситуацию,
едва не кончившуюся катастрофой, если бы не доктор
Борменталь.
Швондер и домкомовцы понадобились Булгакову для того, чтобы
показать, что процесс формирования нового пролетарского сознания
идет постепенно, но уверенно с поощрения советской власти.
Эти люди имеют лишь внешние человеческие признаки, но внутренне
это идеологизированные роботы. Миллионам Швондеров внушили,
что они «хозяева жизни» и им не надо трудиться, прилагать какие-
либо усилия — все это в прошлом. Профессор Преображенский
вынужден принимать Швондера, выслушивать его угрозы, и складывается
впечатление, что Швондер и его команда ничего не делают, а
руководят, но как? — Никак. Руководят, не умея руководить, разрушают
то, что ими не создано, все переделывают.
Таким образом, вся система центральных образов раскрывает главную
идею повести: разоблачение эксперимента большевиков по созданию
«нового» человека. Элементы фантастики, включенные в реальную
обстановку, укрупняют проблему, делают центральную фигуру
повести зловещей, отвратительной, что является своего рода предупреждением
о вырождении человека, оболваненного идеями
«свободы и равенства».