Дмитрий Донской многое сделал для Руси. С мальчишеского возраста и до конца своих дней он непрерывно был в походах, заботах, хлопотах. Полная забот и волнений жизнь его не стала долговечной, он прожил неполных четыре десятка лет. Но, заканчивая свой недолгий земной путь, Дмитрий Донской оставил сильно окрепшую Русь, заветы на будущее. Умирая, он передал, не спрашивая согласия хана Тохтамыша, своему сыну Василию I. Он погиб в 1425 году. Русь на тот момент была готова к кровопролитной братоубийственной войне. Поводом этому событию послужил неотрегулированный принцип наследования. Первый серьезный конфликт развернулся между членами московского княжеского дома в роду Ивана Калиты. Началась братоубийственная война, которая длилась тридцать лет и сопровождалась жестокостью и с той, и с другой стороны.
Для подавления противника привлекалось, как и в далёкие времена, татарское войско. Власть оказывалась то в руках Василия Васильевича, то в руках Шемяки. Однажды Василий II попал в руки Шемяки, был им ослеплён и отправлен в Углич. С тех пор его стали называть Василий Тёмный. Но ведь и он в своё время ослепил за предательство боярина Ивана Всеволожского и своего двоюродного брата Василия (Косого). Борьба за власть не знала предела жестокости даже по отношению к своим соотечественникам или родственникам. Через год после ослепления Василий II (Тёмный) победил своего врага и снова стал великим князем. Ему помог тверской князь, да и москвичи всё же были на его стороне. Княжение Василия II (1425 1462) сопровождалось не только сложностями политического междоусобного характера, но и напряжённой обстановкой в церковной жизни. В 1431 г. после смерти митрополита Фотия патриарх Константинопольский назначил русским митрополитом грека Исидора, хотя в Москве желали видеть митрополитом рязанского епископа Иону. Жестокие поступки совершали бояре, желание править было сильнее всех остальных чувств и нравственных норм.
Как важно человеку в своей жизни уметь делать правильные, нравственные выборы. Яркий пример нравственного выбора можно найти в произведении Василь Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни и признался следователю, что он партизан, а остальные тут ни при чём. Ещё один пример можно найти в повести Василь Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. Многие люди, среди них есть и исторические личности, жертвовали собой во благо других. В начале XV века на Руси развернулась жесточайшая и ужаснейшая братоубийственная война. Во время которой совершались страшные убийства, ради правления.