Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Сопоставление стихотворений "Деревня" и "Вновь я посетил..."

Сочинение на тему «Сопоставление стихотворений «Деревня» и «Вновь я посетил…»»

Стихотворения Пушкина «Деревня» и «Вновь я посетил…» разделяют шестнадцать лет. Духовную биографию поэта принято делить на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным периодам: «Деревня» — петербургский период; «Вновь я посетил…» — зрелые годы. Сам Пушкин признается:

…и много
Переменилось в жизни для меня…

Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.

Интересен жанр стихотворений. В «Деревне» молодой Пушкин экспериментирует, соединяя два жанра (элегию и политическую сатиру), тем самым разделяя все произведение на две части. Стихотворение «Вновь я посетил…» по жанру представляет собой элегию. В обоих стихотворениях Пушкин соединяет себя с природой. Так, променяв «порочный двор» на «мирные дубравы», лирический герой оказывается не только на лоне природы, но и «погружается» в себя, в свой собственный духовный мир. Может быть, поэтому при описаниях природы слово «я» встречается в «Деревне» четыре раза, а во «Вновь я посетил…» — одиннадцать. «Я — твой! Я — здесь!» — восклицает поэт в «Деревне»; «Я в этих рощах», — вторит он в другом стихотворении.

Вообще, оба стихотворения построены так: сначала описание «уголка» земли (кстати, одного и того же — Михайловского), а затем переход к отвлеченным мыслям. Каков же образ природы в обоих стихотворениях? Несомненно, пейзаж Пушкина психологический, его слова в ассоциативном восприятии есть не что иное, как намек на чувства. Так, в стихотворении «Деревня» «тишина полей» знаменует душевное спокойствие, «темный сад» можно воспринимать как символ души…

Но «…десять лет ушло с тех пор…» Поэтому-то в стихотворении «Вновь я посетил…» возникает мотив перемен («иные берега, иные волны»), причем сам поэт замечает, что переменился и он. И вновь с помощью образов природы и мотива единения человека с ней поднимается тема «неумолимого течения времени». Кстати, Пушкин затрагивает ее еще в «Деревне», но не останавливает на ней своего внимания. Причем важно заметить, что во втором стихотворении Пушкин ни разу не употребляет слова «здесь» и «везде», коих огромное количество можно встретить в «Деревне». Возможно, что такое отсутствие значимо, ибо знаменует непостоянство сегодняшнего дня.

Итак, какие же происходят перемены?

«Деревня»:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда.

«Вновь я посетил…»:

Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод.

Несомненно, первое описание озер более оптимистично. Возможно, что озера в обоих стихотворениях есть символ самой жизни, мистическая река, через «неведомые воды» которой можно попасть в загробный мир. И если в «Деревне» парус рыбаря (может быть, это и есть перевозчик душ Харон?) мелькает изредка, то во «Вновь я посетил…» рыбак тянет свой убогий невод постоянно.

Интересны и дальнейшие описания: «Мельницы крилатые…» («Деревня»). «Скривилась мельница, насилу крылья ворочая при ветре…» («Вновь я посетил…»). Во втором описании уже не видно следов «довольства и труда». Итак, все вроде бы прежнее, но все другое… Другое и отношение Пушкина к жизни. Стихотворение «Деревня» входит в вольнолюбивую лирику поэта. Действительно, Пушкин поднимает в нем тему свободы. В первой части это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, «свобода Родины». И если в первой части поэт предстает уединенным философом, то во второй он устремлен в будущее. «Увижу ль я?..» — оптимистически восклицает он.

В стихотворении «Вновь я посетил…» главной темой, как уже было сказано, становится тема неумолимого времени, которое-то и не дает свободы человеку. К этому периоду своей жизни Пушкин уже понимает невозможность абсолютной свободы. Свободна лишь сама жизнь. Мо^сет быть, поэтому во втором стихотворении поэт не использует ни одного вопроса, в отличие от «Деревни», ибо уже знает ответы на них.

Оба стихотворения построены на антитезе. На лексической («лоно счастья, забвенья» и «ужасная мысль», «толпа» и «народ»), фонетической, интонационной, ассоциативной и смысловой.

Если согласиться, что «существо поэтической техники состоит в периодических возвратах», то таким повтором в обоих стихотворениях станет мотив перемен. Так, меняется жизнь лирического героя на лоне природы в первой части «Деревни», жаждет изменений он во второй. Стихотворение же «Вновь я посетил…» все настроено на этом мотиве.

Итак, можно сделать вы иод: меняется не только все мировоззрение Пушкина, но на протяжении этих шестнадцати лет оттачивается и мастерство его как поэта и художника…