Сердце, в котором жила любовь О любви к ближнему написаны тысячи книг. Вернее, каждая из них призывает людей к этому, каждая прославляет добро и побуждает к состраданию. Но, увы. Сколько не повторяй слово халва, а во рту слаще не станет. Что-то должно измениться в человеке, чтобы боль и потребности другого он чувствовал как свои, а еще лучше, чтобы не причинял боль другому. Федор Михайлович Достоевский давно вывел формулу бесполезности пустых слов о всеобщей любви и равенстве, он утверждает, что любить все человечество — это значит ненавидеть ближнего. И это так. Нет смысла, и лукавство одно в лелейных речах о жалости, любви и уважению, если тот, кто говорит, не замечает людей, которые его окружают, и делит всех на друзей и врагов. А вот что бы было в мире, если бы все относились к жизни как Матрена Васильевна из рассказа Александра Солженицына «Матренин двор»? Не умеет она говорить красиво, неученая совсем, доля выпала ей горькая, а сердце имела огромное, в котором жила только любовь.
Такое ощущение, что автор не рассказ писал, а житие святой праведницы на бумагу перекладывал, недаром и название у произведения должно было быть другим: «Не стоит село без праведника». Наверное, пока есть хоть один вот такой бескорыстный праведник на земле, будет жить и Россия. Праведность Матрены не в проповедях, а в жизни, отданной людям. Матрена совсем одинока: в доме у нее живут тараканы, мыши да больная кошка, которую хозяйка приютила из жалости, а на дворе старая коза. А еще отличалась героиня рассказа небывалой любовью к труду: вставала всегда затемно, топила печь, готовила еду, обихаживала козу, а потом всегда находилась для нее бесплатная работа у соседей. Всю жизнь проработала она в колхозе за «палочки», но, даже когда состарилась, в страду всегда звали ее на помощь, но опять же денег не платили. Не могла Матрена никому отказать, но не из-за слабости характера, а по зову души: если в ней нуждаются, то как не помочь?
В труде получала она радость и новые силы для жизни. А жизнь била ее нещадно. Началось все с того, что жених Матрены сгинул на первой мировой войне, и она решилась выйти за его брата, трех месяцев не прожили молодожены, как вернулся в деревню Фаддей. Вот и считала Матрена себя виновницей всех остальных бед: все шестеро детей умерли еще в младенчестве, муж не вернулся с войны (никакой весточки не было), а потом много лет жила без пенсии. Но не завидовала Матрена Васильевна никому, не озлобилась и не закрылась в себе, так и жила с открытой душой. Даже и счастье ей выпало: выпросила она на воспитание дочку Фаддея, племянницу Киру, вырастила ее и в жизнь отправила. Для Солженицына Матрена — идеал русской женщины, так как именно она является носительницей русской духовности. Ее святость не понимают люди, она им кажется плохой хозяйкой, потому что не копит имущества, потому что денег за работу не берет, потому что хитрить не умеет да приспосабливаться, потому что жалеет всех и прощает всем.
И смерть свою Матрена принимает, помогая другим. Отдала она Фаддею горницу свою: и разбирать помогала, и перевозить со всеми увязалась, а на переезде сани застряли перед приближающимся поездом. Погибла Матрена вместе с племянником и своей горницей. За зря — сказали люди. И не поняли они, что Матрену забрал Господь, освободив от дальнейших страданий и мучений, а им всем урок оставил: не в накоплениях жизнь человеческая и не в суете за нарядами, потому как никто не знает, когда и в какой момент вот налетит огромный локомотив, подомнет под себя, размечет по сторонам все добро, а потом придется держать ответ за все. Матрена-то ответит, а вот чем Фаддей, погубивший сына и Мартену ради бревен, оправдываться будет?