Юрий Михайлович Ракша (1937 — 1980) — выдающейся живописец XX в. Он прожил очень короткую жизнь, но создал множество талантливейших произведений, которые не могут никого оставить равнодушным. Одним из значительнейших произведений Юрия Ракши был триптих «Поле Куликово», созданный в 1980 г. Он включает в себя три части: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние». Мы знаем о Куликовской битве 1380 г. Это значительнейшее событие русской истории. Русские войска сражались с татарским войском, битва была в верхнем течении реки Дон, на Куликовом поле. Результатом битвы стал разгром татарского войска. «Проводы ополчения» имеет другое название — «Плач жен», так говорил сам живописец. В центре композиции — женщины разного возраста, провожавшие своих мужей, братьев, сыновей на кровавую битву. Красивая молодая женщина обнимает ребенка. По ее виду понятно, насколько велико страдание за тех, кто отправляется на поле сражения. Эта молодая грустная красавица — сама Евдокия, жена великого князя Дмитрия. Она держится за живот — молодая женщина на сносях, рядом маленькие дети, которые, несмотря на свой возраст, чувствуют настроение взрослых. Сам художник писал в своих дневниковых записях, что сполна прочувствовал все, чем была для русского народа Куликовская битва. Постепенно в его воображении рождались все части этой грандиозной картины. Среди провожающих — монахиня в черном одеянии. Рыдающая женщина присела, держась за голову. Все предчувствуют трагическую развязку. Много храбрых воинов падет в сражении. Пройдет совсем немного времени, и плач воеводских жен будет слышен далеко вокруг. В толпе провожающих — дети. На их лицах читается печаль.
Даже совсем маленькие чувствуют горе своих матерей, робко притихли. Неслучайно женщины прижимают малышей к себе. Матери понимают, что в случае гибели мужчин, не будет никого родней и ближе, чем дети. В повести «Задонщина», посвященной Куликовской битве, мы читаем: «Запели птицы жалостные песни — запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: “О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!” И жена Тимофея Волуевича Федосья тоже плакала, так причитая: “Вот уже веселие мое поникло в славном городе Москве, и уже не увижу я своего государя Тимофея Волуевича живым!” И Андреева жена Марья да Михайлова жена Аксинья на рассвете причитали: “Вот уже для нас обеих солнце померкло в славном городе Москве, домчались к нам с быстрого Дона горестные вести, неся великую печаль: повержены наши удальцы с борзых коней на суженом месте на поле Куликовом, на речке Непрядве!”» Произошло так, как и предвидели плачущие жены. Страшная битва унесла жизни близких людей.
Живописец знает исход сражения. Он скорбит вместе с теми, кто изображен на полотне. В повести «Задонщина» великий князь Дмитрий Иванович спрашивает: «Сосчитайтесь, братья, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей недостает?» И отвечает ему московский боярин, Михаил Александрович: «Господин князь великий Дмитрий Иванович! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр разянских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи». Куликовская битва — событие далекого прошлого, ведь она произошла в XIV в. Не может не заинтересовать вопрос: почему Юрий Ракша в своем творчестве обратился именно к этой теме? Возможно, он ощущал какую-то таинственную мистическую связь с событиями далекого прошлого. И хотел, чтобы Куликовская битва стала для окружающих чем-то осознанным и зримым. Сам художник оставил в своих записях упоминание о собственном восприятии Куликовского сражения. Он писал: «Битва на поле Куликовом, ставшая днем рождения большой Руси Московской, имеет непреходящее значение в веках. Это наше начало, наши истоки, наша гордость.