Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася»

Сочинение на тему «Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася»»

Повесть «Ася» — о любви и только о любви, которая, по мнению
Тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится
и движется жизнь». Эта повествование имеет необыкновенное
поэтическое обаяние, красоту и чистоту.
Рассказ ведется от первого лица, от имени главного героя — господина
Н. Сама повесть названа именем героини — Аси. С первых
же минут появления ее на страницах рассказа читатель начинает
чувствовать, что героиню окутывает какая-то тайна. Гагин представляет
ее как свою сестру. Но она нисколько не походила на своего брата.
Тайна Аси раскроется через некоторое время из воспоминаний Гагина,
когда выяснится происхождение девушки и читатель увидит, какое
нелегкое детство выпало на ее долю. Романтическая недоговоренность
образа Аси, печать таинственности, лежащей на ее характере и поведении,
придают ей притягательность, очарование, а всей повести —
неизъяснимый поэтический колорит.
Автор раскрывает особенности характера героини через описание
внешности, поступков. О лице Аси рассказчик говорит:«… самое
изменчивое лицо, какое я только видел». А затем пишет: «Ее большие
глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились,
и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…» Лицо
и вся внешность Аси, видимо, под стать характеру хозяйки, имеет предрасположенность
к быстрому и внезапному изменению. Тургенев
почти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной
промежуток времени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет
— и читатель понимает, что совершается в ее душе. Писатель тщательно
следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются
герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за «поединком»
взоров, выражений лиц, за бессловесным общением собеседников.
Основное представление о героине складывается из ее поступков
и поведения в разных ситуациях. Поведение Аси можно в полной
мере назвать экстравагантным. Она со стаканом в руке карабкается
по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит,
положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом;
то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду
тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком
платьице тихо сидит за пяльцами — совсем как простая русская
девушка; то нарушая всякие правила приличия, готовая на все, назначает
свидание молодому человеку наедине; наконец, решительно
порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобы потерять
своего любимого навсегда. В чем причина такой экстравагантности,
а иногда и экзальтации героини? Как тонкий психолог, Тургенев
часто, не прибегая к скальпелю аналитической мысли, заставляет
самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.
Еще один прием использует автор, чтобы дать более полное представление
о героине — отзывы о ней других лиц. Прежде всего, это
ее брат. Рассказывая о детских годах Аси, он обращает внимание
на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на
повышенной ранимости, на самолюбии. Да и сама героиня постоянно
размышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно
брошенных словах. И тогда мы узнаем, что она мечтает «пойти куда-
нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг… А то дни уходят,
жизнь уйдет, а что мы сделали?» Далеко не заурядная девушка, она
мечтает, как говорит Гагин, о герое, необыкновенном человеке или
живописном пастухе в горном ущелье. И вот герой появляется в ее
жизни. Кто же он? Это молодой человек лет двадцати пяти, веселый,
беззаботный, живущий в свое удовольствие. Он тонко чувствует красоту
природы, наблюдателен, начитан, приобрел познания в области
живописи и музыки, общителен, испытывает интерес к окружающему
миру, к людям. А вот к труду он равнодушен, да и нет ему
надобности в этом. Тем не менее, при всех своих достоинствах и недостатках
он сумел тронуть сердце Аси. Четыре года, проведенные
в пансионе в Петербурге, в душевном одиночестве, развили в ней
мечтательность. Молодые люди, с которыми она случайно встречалась,
ничего не говорили ее уму и сердцу.
А здесь, в экзотической обстановке, на фоне мягкой, чудесной
природы, древних стен и башен, узких улочек старинного городка,
вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин Н.
представился ей необыкновенным человеком. И так случилось, что
и он, неравнодушный к красоте, остановил на ней свое внимание.
Тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного
чувства в герое. При первом свидании девушка, которую увидел
господин Н., показалась ему очень миловидной.
Далее — беседа в домике Гагиных, несколько странное поведение
Аси, лунная ночь, лодка, Ася на берегу, бросающая неожиданную
фразу: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили…», звуки лан-
неровского вальса — этого достаточно для того, чтобы герой почувствовал
себя беспричинно счастливым. Где-то в глубине души у него
рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу. Вскоре с удовольствием,
даже со скрытым самодовольством герой начинает догадываться,
что Ася его любит. Он утопает в этом блаженном сладостном
чувстве, не желая заглядывать в самого себя и ускорять события.
Не такова Ася. Полюбив, она готова на самые крайние решения.
И этих решений по существу требует от героя. Но когда Гагин заводит
разговор о женитьбе, господин Н. снова уходит от ответа, как когда-то
уходил от него в разговоре с Асей о крыльях. Успокоив Гагина,
он начинает толковать «хладнокровно по мере возможности» о том,
что следует предпринять в связи с запиской Аси. А затем, оставшись
один, раздумывая о происшедшем, замечает: «Любовь ее меня
и радовала и смущала… Неизбежность скорого, почти мгновенного
решения терзала меня…». И приходит к выводу: «Жениться на семнадцатилетней
девочке, с ее нравом, как это можно!» Так и закончится
история о любви странной девушки Аси.
Тургенев склонен осуждать нерешительность господина Н. Он
объясняет такое решение известным легкомыслием и даже безответственностью
юности, верой молодого человека в то, что жизнь
бесконечна и все может повториться. Очевидно, именно поэтому
он в те годы не слишком долго грустил по Асе, лишь спустя много
лет он понял значение встречи с ней в своей жизни. Отодвигать решение
на неопределенный срок — признак душевной слабости. Человек
должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих
в каждую минуту своей жизни.