Как и вся русская литература рубежа столетий, драматургия обозначена духом эстетичного плюрализма. В ней представлены реализм, модернизм, постмодернизм. В создании современной драматургии принимают участие представители разных поколений: в конце концов, легализованные представители поствампиловской волны Петрушевская, Арбатова, Казанцев, творцы постмодернистской драмы Пригов, Сорокин, а также представители драматургии девяностых. Целая плеяда интересных авторов сумела предрасположить к себе внимание: Угаров, Гришковец, Драгунская, Михайлова, Слаповский, Курочкин и прочие.
Ведущая тема современной драматургии — человек и общество. Современность в лицах отображает творчество драматургов-реалистов. Можно сослаться на такие произведения, как «Конкурс» Александра Галина, «Французские страсти на подмосковной даче» Розумовской, «Пробное интервью на тему свободы» Арбатовой и немало других. Наибольший интерес среди представителей реалистической драмы сумела вызвать в 90-е годы Мария Арбатова благодаря новой для русской литературы феминистской проблематике.
На рубеже столетий в драматургию приходит поколение двадцатилетних. Их произведения, как правило, исключительно пасмурные и в том или ином виде исследуют проблему зла. Главное место в пьесах занимают изображение нечеловечности и насилия чаще за все не со стороны государства, а зла, которое укоренено в отношениях людей и свидетельствует о том, что их души искалечены. Такие «Пластилин» Сигарева, «Клаустрофобия» Константина Костенко, «Кислород» Ивана Виропаева, «Паб» братьев Пресняковых. Таких пасмурных пьес и в таком количестве не было даже во времена андеграунда. Это свидетельствует о разочаровании в ценностях современной цивилизации и в самом человеке. Методом от противоположного, сгущая черные краски, молодые авторы отстаивают идеалы человечности.
Значительное место в современной драматургии занимают также римейки — новые, осовремененные версии известных произведений. Драматурги обращаются к Шекспиру, о чем свидетельствуют «Гамлет. Версия» Бориса Акунина, «Гамлет. Нулевое действие» Петрушевской, «Гамлет» Клима (Клименко), «Чума на оба ваши дома» Григория Горина. Из русских авторов обращаются к Пушкину («Драй, зибен, асс, или Пиковая дама» Коляды), Гоголя («Старосветская любовь» Коляды, «Башмачкин» Богаева), Достоевского («Парадоксы преступления» Клима), Толстого («Анна Каренина — 2» Шишкина: допускается вариант, что Анна осталась жива), Чехова («Чайка. Версия» Акунина).
Критерии классики во время оценивания современности признаются более объективными, чем любые идеологические критерии. В других случаях с предшественниками ведут спор или углубляют их наблюдение. Но в первую очередь драматургия отсылает к завещанным классикой общечеловеческим ценностям. Наилучшие из созданных современными драматургами пьес стали достоянием не только русской, а и зарубежной драматургии.
Русская литература конца XX — начала XXI ст. вообще представляет значительный интерес. Она учит думать, формирует моральное чувство, возражает безобразное, давая (часто в опосредствованной форме) представление о прекрасном и желательном.