Немало общего видим мы между современной русской прозой и поэзией. В поэзии рубежа столетий выделяются три основных мотива:
подведение итогов XX ст. и всего тысячелетия;
оценка современности;
утверждение жизнеспособных ценностей.
С подведением итогов мы встречаемся в стихе Бродского «1994» (1994), в книге поэзий Кенжеева «То, что снится под утро» и в книгах стихов В. Сосноры «Флейта и прозаизмы», «Двери закрываются» (эти книги очень тесно связаны между собой по смыслу). Доминируют у названных авторов разочарования, скепсис, тоска, поскольку глобальные исторические проекты, которые выдвигались в прошлые столетия, не осуществлены, а в СССР коммунистический проект закончился крахом. Веру в светлое будущее изменяет ощущение конца истории. «Легионеры с пустыми руками возвращаются из похода, и актеры, которым больше не аплодируют, забывают свои великие реплики».
Довольно тревожными есть многочисленные поэтические произведения, посвященные прошлому. Отличаются среди них поэмы Корнилова «Рулетка» (1999) и Байтова «Три года» (1995), а также книга поэзий Стратановского «Тьма дневная» (2000).
Религиозные мотивы занимают заметное место в современной русской поэзии. Кроме книги Стратановского, нужно назвать книги Кублановского «Третья правда», Чухонцева «Фифиа», Русакова — большой цикл «Разговора с богом». Эти художники отстаивают ценности настоящего, нефальсифицированного и неогосударствленного христианства. Они призывают не на словах, а на деле стать христианами, добиться христианизации душ. Таким образом, писатели в эпоху девальвации бывших ценностей возрождают ценности христианские. Среди таких авторов нужно выделить Юрия Кузнецова.
Христианские настроения сильны и в поэтическом дневнике Ахмадуллиной «Неожиданное» (1999).
Т. Кибиров в произведении «Парафразис» на плюралистической основе совмещает переосмысленные христианские ценности с постмодернистским плюрализмом, экуменизмом и панекологизмом — призывом к сохранению всего живого на земле. Чуть ли не все затронутые им вопросы Кибиров связывает с литературой и все свои раздумья опосредствует литературой. Тем самым он подчеркивает, что у людей есть неисчерпаемый золотой эстетичный запас, и это также одна из ценностей, о которых не следует забывать. Поэт обращается к тому лучшему, что есть в человеке, и стремится его активизировать, одухотворить. Если сравнить книгу Кибирова с книгой Стратановского, то можно сказать, что « Парафразис» — наисветлейшая книга в современной русской поэзии и, возможно, всей современной русской литературе. Темное и светлое в современной литературе уравновешивают друг друга, побуждая, с одной стороны, адекватно воспринимать жизнь, а с другой — не впадать в отчаяние и отстаивать идеалы.